Германн Шлеппхорст
Машина GTK (бронированная транспортная машина) не сразу была признана перспективной разработкой. В этой статье рассмотрен ход ее развития. Между тем, из немецко-британской программы с присоединением к ней Нидерландов возник трехсторонний проект. В статье сообщается о технических решениях и о дальнейшем ходе развития машины.
Новые задачи сухопутных войск выдвигают повышенные требования к защите экипажа машины и груза во всех возможных районах боевых действий и практически во всех условиях боевого применения.
Для перевозки личного состава и материальных средств сухопутные войска почти 35 лет используют бронетранспортер М113 и почти 20 лет бронетранспортер "Фукс". Эти машины уже не могут удовлетворять повышенным требованиям. Меры по согласованию требований эффективности, по увеличению срока эксплуатации и по обеспечению снабжения влекут за собой соответственно большие финансовые затраты.
С новой бронированной транспортной машиной эти проблемы должны разрешиться. Одновременно с этим ее подвижность и защита должны соответствовать измененным условиям боевого применения.
Требования
Машина GTK должна выполнять следующие требования:
• высокая оперативная и тактическая подвижность;
• достаточные полезный объем и нагрузка для выполнения разнообразных задач;
• пригодность для ведения непрерывного боя в тяжелых географических и климатических условиях;
• пропорциональная, согласованная общая защита от воздействия оружия и боеприпасов, а также против обнаружения и идентификации.
Поскольку ожидаемый эксплуатационный срок длительный, то машина должна легко приспосабливаться к новым задачам и требованиям. По этой причине предусмотрена модульная компоновка. Машина GTK одновременно с этим должна быть реализована как семейство автомобилей для выполнения разнообразных задач. В настоящее время немецкое семейство бронированных транспортных машин состоит из 14 автомобилей для:
• пехотного подразделения;
• управления/радио;
• бригады/дивизии командного пункта;
• эвакуации раненых;
• артиллерийских наблюдателей;
• пункта управления огнем IFAB (централизованная система управления огнем артиллерийской батареи);
• 120-мм минометов;
• ремонта боевых повреждений;
• инженерного подразделения;
• уничтожения боевых средств;
• артиллерийского наблюдения с радаром;
• вычислительной системы артиллерии;
• транспортировки предметов снабжения, расходуемых ежедневно;
• практического вождения.
По расчетам на данное время, немецким сухопутным войскам в целом понадобится около 3000 машин. В первую очередь будут производиться и закупаться машины пехотного подразделения, машины управления и радиосвязи, а также машины для практического вождения. В 2004 году войска должны быть оснащены первыми бронированными транспортными машинами.
Программа
В 1993 году Германия и Франция на основе общих военных требований определили общую потребность в семействе бронированных транспортных машин. После многочисленных исследований обе страны решили выбрать колесный вариант. Цель разработок заключалась в детализированных общих технических спецификациях и в объеме технического снабжения. Технический план и подрядчики выбирались на конкурсной основе. Для этого в начале 1996 года ответственное за программу федеральное управление поставок вооружения ( BWB ) пригласило два промышленных консорциума для обмена предложениями. К первому консорциуму TEAM International относились немецкие фирмы "Хеншель"/"КУКА" и британские "Виккерс" и "Алвис". Французская фирма "Панар" присоединилась позже. ARGE - GTK -консорциум состоял из немецких фирм "Краусс-Маффей", "Мак" и "Вегманн".
В июле 1996 года Великобритания присоединилась к общей программе после того, как было достигнуто полное соглашение с выдвигаемыми ею требованиями. Британская фирма GKN вступила в консорциум ARGE - GTK .
Оба консорциума внесли свои предложения в начале апреля 1997 года, которые на основании ранее выработанного опыта были оценены по тактическим, техническим, тыловым и научным критериям. Оценка производилась немецкой/британской экспертной командой после того, как Франция перестала принимать участие в текущей деятельности из-за собственной национальной конкуренции внутри страны. Результатом оценивания стала предложенная ARGE - GTK -консорциумом машина с колесной формулой 8х8, как эффективное в денежном вопросе решение для разработки. Важными были полезная нагрузка и полезный объем, а также возможность дальнейшего развития. Ответственные комиссии в Германии и Великобритании следили за рекомендациями для этого проекта.
Модульная компоновка бронированной транспортной машины ( GTK ) из базового модуля и функционального модуля |
|
---|---|
Принцип устройства силовой установки машины GTK |
Сверх этого немецкий потребитель попробует использовать версию машины с колесной формулой 6х6. После первых оценок стало ясно, что почти для ? немецкого автомобильного парка будет достаточно более дешевой версии с колесной формулой 6х6.
Техническое решение
Выбранный проект имеет модульную компоновку. Машина состоит из базового и функционального модулей. Базовый модуль содержит все автомобильные компоненты, кабину управления, важные компоненты обеспечения, такие как АВС-защитное устройство и кондиционер, а также необходимые точки сопряжения с функциональным модулем. Базовый модуль не зависит от вооружения и от страны.
Экспериментальная машина GTK с колесной формулой 6х6 фирм KMW и "Рейнметалл" |
---|
Функциональный модуль включает общее боевое оборудование, включая возможное вооружение. Он находится в независимом, подходящем по специфике вооружения, корпусе.
Модульность на уровнях системы предлагает значительные преимущества в отношении изготовления, ремонта и ликвидации боевых повреждений. Она позволяет оптимальную приспосабливаемость к специфическим условиям стран.
Структурная компоновка, состоящая из двух частей, является важным компонентом защитной концепции. Корпус делится на несущую структуру и на адаптированный защитный модуль для основной и дополнительной защиты. Это позволяет легко приспособиться к измененным угрозам и успехам в защитной технологии. Функциональный модуль с гибкой, специфически оснащенной конструкцией выполняет функцию безопасности. Машина предлагает высокий уровень защиты против мин, артиллерийских осколков и снарядов. Она обладает полной АВС-защитой (противохимической, противоядерной и противобиологической). В конструктивном решении большое значение придавалось радиолокационным и тепловизионным сигнатурам.
Во фронтальной части машины расположена L -образная силовая установка. Восьмицилиндровый двигатель установлен поперечно. Посредством угловой передачи он связан с механизмом переключения передач, установленным вдоль. Система охлаждения находится в блоке силовой установки. Охлаждающий воздух и выхлопные газы выводятся с левой стороны. Линия передач имеет I -образную форму, слегка изогнутую от середины направо. Передачи на оси связаны друг с другом и с колесными редукторами через карданный вал. Обе передние оси управляемы. Радиус поворота может быть уменьшен, благодаря дублированному тормозу управления. Независимые подвески рассчитаны для эксплуатации по бездорожью и по комфортабельным улицам. Обода 68,58-сантиметровых (27 дюймов) боевых колес имеют достаточно места для мощных дисковых тормозов. Привод на все колеса в сочетании с независимой подвеской и регулятор давления в шинах гарантируют высокую мобильность даже в тяжелых условиях.
Машина пехотного подразделения – вид изнутри
|
|
---|---|
Структура защитной концепции по тонколистогибочной технике с нанесенной модульной защитой |
Функциональный модуль содержит все разъемы и крепления для любой версии, а также точки сопряжения с базовым модулем. Все внутреннее пространство предназначено для экипажа и его оснащения. Обогрев, охлаждение и проветривание осуществляются на базовом модуле. В хвостовой части функционального модуля расположен грузовой люк. В этот люк встроена дверь, которая открывается вручную.
Характеристики машины отображены в таблице.
|
|
8х8 |
6х6 |
Допустимая общая масса |
т |
28,5(макс. 32) |
26,5 |
Длина |
мм |
7880 |
7310 |
Ширина |
мм |
2990 |
2990 |
Высота (по верхний край машины) |
мм |
2376 |
2376 |
Клиренс |
мм |
504 |
504 |
Мощность двигателя |
кВт |
530 |
400 |
Максимальная скорость |
км/ч |
103 |
104 |
Запас хода |
км |
1100 |
1100 |
Ширина преодолеваемого рва |
м |
2 |
2 |
Препятствия |
м |
> 0,8 |
> 0,8 |
Радиус поворота с тормозом управления |
м |
15 |
15 |
Экипаж (максимально) |
|
11 |
10 |
Дальнейший ход событий
В апреле 1998 года три страны-участницы объявили о готовности разработать и произвести машину на базе выбранной концепции. Меморандум о взаимопонимании ( MoU – Memorandum of Understanding ) подразумевает помимо разработки еще и совместное производство первой партии. Осенью 1999 года Франция окончательно вышла из программы, чтобы разработать свою собственную концепцию, основными пунктами которой будут уже не транспортные, а боевые задачи.
Договор с промышленностью о разработке был подписан в ноябре 1999 года федеральным управлением поставок вооружения ( BWB ). Исполнителем стал консорциум ARTEC ( ARmoured vehicle TECnologie ). Сюда входят ARGE - GTK -консорциум, состоящий из немецких фирм "Краусс-Маффей-Вегманн" ( KMW ) и "МаК Системгезелльшафт" mbH , и британская фирма GKN , которая объединена с фирмой "Алвис".
Немецкие варианты (6х6) семейства GTK |
---|
Этот договор, как и соглашение MoU , наряду с разработкой включает в себя производство первой партии в количестве 600 машин, по 200 машин для каждой страны. Этим страны-партнеры займутся, когда они совместно завершат программу модернизации с положительным результатом. Дальнейшее производство будут осуществлять на конкурсной основе.
На ближайшее время запланировано машин:
• для Германии – 3000
• для Великобритании – 1000
К данному проекту присоединились Нидерланды. Им необходимо около 400 машин.
Фирмы поделят работу и затраты так, чтобы в сумме на каждую страну пришлась одинаковая доля. Сюда относятся развитие базового и основного модулей для функционального оснащения. Подгонка основного модуля (функционального) к национальным требованиям является частью национальных разработок и выполняется индивидуально каждой страной.
В целом производится 12 прототипов. В совместных испытаниях эти машины должны будут пройти ряд сложных тестов на мощность. Тестирование фирмами, техническое опробование и боевые испытания выльются в одно интегрированное испытание. Это позволит сэкономить время и деньги. Особое значение партнеры придают надежности машины. Для подтверждения надежности предусмотрена обширная исследовательская программа.
Первый прототип семейства GTK был произведен консорциумом ARTEC . Эта машина с колесной формулой 6х6 впервые поехала в 1998 году и превзошла все ожидания. В дальнейших исследованиях должно быть оптимизировано техническое решение, подтверждены требования проекта.
Когда будут пройдены, как запланировано, все стадии, то в 2002 году можно начинать производство. Тогда первые машины могут быть поставлены потребителям в 2004 году. Немецкая программа по производству должна продолжаться, по сегодняшним оценкам, до 2010 года.
Защита от баллистических осколков и мин |
---|
Вывод.
Машина GTK / MRAV должна стать европейской бронированной транспортной машиной для нового столетия. С середины сентября 2000 года ответственным за программу стал новый европейский агентурный центр вооружения OCCAR . Машина GTK станет первой программой, которая будет с самого начала разработок вестись этим агентурным центром. Данный проект вооружения станет своеобразным символом совместной работы в Европе. Он будет вкладом в процесс объединения военно-технической промышленности в Европе и в сотрудничество фирм на долгие годы.
Hans-Joachim Wagner
Hermann Schlepphorst
Gepanzertes Transport-Kraftfahrzeug (GTK)
Soldat und Technik , April 2001, S. 31-36
Полковник службы генерального штаба Ганс – Йоахим Вагнер – руководитель секции R u V 2 в главном отделе вооружения федерального министерства обороны ( BMVg )
Германн Шлеппхорст – руководитель секции KG II 3 ( KG - отдел технологий боевых машин и устройств) федерального управления поставок вооружения ( BWB )