Кадр сессии

Прямая ссылка

Высоцкий В.С.

"Нерв"

Общие темы

особая благодарность

Яндекс.Метрика

Период 1917-1929гг.

Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить выпуск отечественных танков по прототипу французских танков «Рено» FT-17. В конце 1919 года один из трофейных образцов привезли на Сормовский завод. Проектно-конструкторские работы вели три месяца под руководством инженера Н.И.Хрулева, сормовичам помогали Ижорский завод, поставлявший броневые детали, московский АМО (ныне ЗИЛ). Сормовский завод изготавливал шасси и осуществлял сборку машин.

К созданию танка приступили в феврале 1920 года, а 31 августа первый танк советской постройки вышел в испытательный пробег. Головная машина, сданная армии 15 декабря, получила название «Борец за свободу товарищ Ленин», за ней в 1921 году последовали еще 14, которые получили наименования: «Победа», «Илья Муромец», «Пролетарий», «Буря», «Красный боец», «Парижская коммуна» и др. Танк «М» или КС – «Красное Сормово», отличался от французского типом двигателя и формой башни. Смешанное (пушка-пулемет) вооружение получили несколько последних в серии машин, что для легкого танка было применено впервые в мире. По боевым характеристикам КС не уступал легким зарубежным танкам.

Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны.

6 мая 1924 года в Главном управлении военной промышленности (ГУВП) Высшего совета народного хозяйства создали техническое танковое бюро, которое возглавил С.П.Шукалов. В 1926 году его преобразовали в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), в конце года сформировали межведомственную комиссию по танковому строительству, которая выработала первое тактико-техническое задание на 3-тонный танк сопровождения пехоты.

Штаб РККА порекомендовал увеличить вес танка до 8 тонн и оснастить его пушечно-пулеметным вооружением. В 1926 году ГУВП запланировал изготовить в 1927-1929 годах до 150 танков сопровождения, после чего начать производство маневренных танков оперативного назначения и танкеток.

В июле 1925 года было закончено проектирование танка Т-16, его изготовление поручили ленинградскому заводу «Большевик».

Танк Т-16 улучшили и переименовали в Т-18 (МС-1). В 1927-1928 годах планировали выпустить 23 машины, а в 1928-1929 годах - еще 110. Но первые 30 танков выпустили лишь к маю 1929 года: МС стал первым советским серийным танком.

18 июля 1928 года Реввоенсовет СССР принял «Систему танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА», которая действовала до конца 30-х годов.

Завод «Большевик» получил задание на изготовление танкетки Т-17, а Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на «маневренный танк» Т-12. Обе машины разработало ГКБОАТ.

В период 1929-1930 годов велась разработка и других легких танков –Т-19 и Т-20. Спроектированная в этот же период танкетка Т-25 являлась вариантом развития танкетки Т-17.

КБ ХПЗ (заведующий И.Н.Алексенко) улучшило характеристики Т-12 и он был принят РККА под обозначением Т-24. В 1930 году выпустили 25 машин. Его особенностью было трехъярусное расположение оружия: пулемет в лобовой части корпуса; 45-мм пушка и два пулемета в башне; пулемет во вращающейся башенке на крыше главной башни.

30-е годы вновь начались с копирования иностранных аналогов: после доработки двухбашенного «Виккерс-6т» начали выпускать на «Большевике» Т-26, а танк Кристи Т3 усовершенствовали и под обозначением БТ-2 поставили в производство на ХПЗ.

В 30-е годы танки типа Т-26 и типа БТ были основными и самыми многочисленными в РККА.

В июле 1929 года утвердили первую программу выпуска бронетехники – к концу 1-й пятилетки в Красной Армии должно быть 5,5 тыс. танков, в действительности за 1929 – 1933 годы изготовили 7,5 тыс. С конца 1932 года производство танков подчинили «Спецмаштресту» Наркомата тяжелого машиностроения, начальником которого стал К.А.Нейман.

Период 30-х годов.

В 1930 г. по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются проекты двухместных танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как "большая танкетка сопровождения". Их отличия состояли в двигательной установке (Т-22 проектировалась под оригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под двигатель танка Т-20), а также в размещении членов экипажа (на Т-22 они размещались "в затылок", а на Т-23 - в ряд). Каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками, но для изготовления приняли Т-23, как наиболее дешевый и реальный в постройке. Первый образец Т-23 имел корпус из простого железа и двигатель от Т-18 (40 л.с.), но для второго специально передали двигатель от недостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на 2 автозаводе ВАТО (директор - С.Ф.Иванов), причем работы по Т-23 были проведены там в удивительно сжатые сроки и с хорошим качеством.

В начале 30-х годов изготавливалась танкетка Т-27. Затем, ввиду ее тактических и технических недостатков начали создавать малые плавающие танки с вооружением во вращающейся башне: Т-37А приняли для армии в 1933 году, Т-38 спустя три года. В 1940 году создали пробный Т-40, завершивший развитие предвоенных советских плавающих танков.

Тогда же, в 30-е годы, танк получил новую систему вооружения – огнемет. В первой мировой войне он применялся для поражения дзотов, укрытий и других полевых укреплений, был компактным и легко размещался в танке. Советские конструкторы на базе Т-26 создали несколько типов огнеметных танков.

В 1940 году в опытном порядке огнеметом оснастили БТ-7, смонтировав его сперва на передней части корпуса и сохранив основное вооружение. Два бака для огнесмеси устанавливались на надгусеничных полках. Огнемет устанавливался и на экспериментальном танке Т-46-1.

В 1933 году ОКМО передал ленинградскому заводу «Красный путиловец» (после декабря 1934 года – Кировский) изготовление среднего танка Т-28. В следующем году созданный на базе ОКМО завод опытного машиностроения имени С.М.Кирова (директор Н.В.Барыков) отправил на ХПЗ прототип тяжелого пятибашенного танка Т-35. Теперь уже 4 завода выпускали все существовавшие в те времена типы танков: легкие разведывательные Т-37А, затем Т-38; легкие, сопровождения пехоты Т-26; легкие, колесно-гусеничные танки механизированных соединений БТ; средние, непосредственной поддержки пехоты Т-28 и тяжелые, дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос, Т-35.

Проект танка Т-35 разработали в 1932 году под руководством Н.В. Цейца, в следующем году танк приняли на вооружение, а в войска он начал поступать в 1934 году. До 1939 года РККА получила около 60 машин.

Управление моторизации и механизации, переименованное в 1934 году в автобронетанковое (им руководил до июля 1937 года И.А.Халепский), успело провести ряд работ по конструированию специальных машин и устройств. Так, на базе Т-26 изготовили опытные образцы бронетранспортеров, мостоукладчиков (так же и на базе БТ), танков-тральщиков без вооружения, с навесными ножевыми или цепными тралами (скорость траления мин достигала 5 – 6 км/ч).

В 1936 году опробовали оборудование для подводного вождения танков, проводились опыты по воздушному десантированию танкеток Т-27 посадочным способом, а годом раньше – плавающих Т-37А на воду.

Десятилетие 1931 – 1941 годов в нашей литературе именуют периодом создания комплекса бронетанковой техники. Тогда, помимо машин, поступивших в серийное производство, появилось много опытных, на которых отрабатывались интересные, перспективные технические решения, немалая часть которых была использована на других образцах.

На основе закупленного "Виккерс-Карден-Ллойда" в Советском Союзе в 1932 году построили опытный плавающий танк Т-33, который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус танка имел клепаную конструкцию. К его бортам крепились поплавки, правда уже не из дорогой бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель "Форд-АА" размещался вдоль правого борта, трансмиссия располагалась в передней части машины. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву - 5 км/ч. Подвеска танка была блокированной. На каждом борту располагались по две двухкатковые тележки с пластинчатыми рессорами. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес.

В 1932-1938 годах работали над легкими плавающими колесно-гусеничными танками Т-43, средними плавающими ПТ-1, ПТ-1А, легкими Т-46Т-25, средними Т-29, множилось семейство БТ: БТ-ИС, БТ-СВ-2.

В середине 30-х годов принимается решение о создании новых танков.Т-26, Т-27Т-28 планировали заменить на Т-38, Т-46 и Т-29, но в серию пошел лишь Т-38, да и только потому, что не был колесно-гусеничным. Точку в истории таких машин поставил в 1939 году А-32, прототип знаменитой «тридцатьчетверки». Предыдущие варианты - А-20 и А-32-45 .

Все эти сложные, с оригинальными техническими решениями танки двойного хода ушли в историю и ни один, за исключением БТ, не сохранился.

Легкий плавающий танк Т-43 разрабатывался в 1933-1934 годах в двух вариантах на ленинградском заводе имени С.М.Кирова (ведущий М.П.Зигель) и московском №37 (ведущий Н.Н.Козырев). В ходовой части они имели по три пары катков на борт, передняя была управляемой, задняя (одна или две) – с силовым приводом. Движение по воде осуществлялось с помощью винта или лопастей на ведущих колесах заднего расположения.

Плавающий ПТ-1 (ПТ-1А) строился на заводе имени Кирова (конструкторы Н.А.Астров и Н.В.Цейц). Двигатель М-17 мощностью 500 л.с. обеспечивал скорость на гусеницах 62 км/ч, на колесах 90 км/ч и на плаву 6 км/ч, а у ПТ-1А даже 10 км/ч. Боевая масса ПТ-1 достигала 14,2 т, у ПТ-1А - 15,3 т, экипаж 4 человека, вооружение - 45-мм пушка и 4 пулемета, толщина брони ПТ не превышала 10 мм.

Легкий колесно-гусеничный Т-46-1 (обозначение Т-46 относилось к первому опытному образцу) изготовили в 1935 году на заводе имени С.М.Кирова (вели работы С.А.Гинсбург и Л.С.Троянов). Бронирование танка – 15 мм, вооружение состояло из 45-мм пушки, пулемета и огнемета в башне, пулемета в ее кормовой нише и зенитного пулемета.

Легкий танк Т-25 создали, использовав узлы Т-26 и БТ. Он являл собой пробу сил Сталинградского тракторного завода, готовившегося в 1939 году к освоению производства танков. В 1934–1937 годах на заводе им. С.М.Кирова велись работы со средним колесно–гусеничным танком Т-29 (ведущий конструктор Н.В.Цейц) на базе среднего танка Т-28. От последнего было взято все, кроме движителя и трансмиссии.

Машина прошла ряд модификаций. Сначала это были Т-29-4 и Т-29-5. Колесно–гусеничный движитель для столь тяжелого танка уже не годился: слишком он стал сложен и ненадежен.

Тактико–технические требования на создание танка с противоснарядной броней могли быть удовлетворены для новых и, естественно, более тяжелых машин только при использовании гусеничного движителя.

Практикой была обоснована и необходимость одеть танк броней, способной защитить его от огня малокалиберной противотанковой артиллерии.

Это проявилось в 1938 году, после печального опыта от встреч танков Т-26 и БТ-5 с противопульной броней со скорострельными пушками калибра 25, 37 и 47-мм во время боевых действий в Испании. Прибывшие добровольцы – танкисты Д.Г.Павлов, А.А.Ветров, В.М.Тылтынь дали исчерпывающие отчеты о действии снарядов этих пушек по танковой броне толщиной 10 – 15 мм. Их глубоким убеждением было, что основной боевой танк в наиболее ответственных частях корпуса и башни должен иметь броню не менее 60 мм.

Первые проработки такого танка, начатые еще в конце 1936 года, были выполнены в 1937 году на заводе им.С.М.Кирова под руководством М.П. Зигеля. В середине 1938 года был изготовлен образец, названный Т-46-5 (иначе Т-111), на котором были опробованы различные способы (в частности, и электросварка) соединения плит до того небывалой толщины. Танк при массе 32,2 т имел броню в лобовых и бортовых деталях корпуса 60, а башни 50 мм. Вооружение же его осталось на уровне легкого Т-26: 45-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, такой же пулемет в корме башни и еще один – зенитный. Экипаж – 3 человека. Скорость – 30 км/ч.

В серию он не пошел по многим причинам, в том числе и из-за недоработки конструкции, слабости вооружения и отсутствия тактических требований к подобным машинам нового поколения. Однако накопленный опыт пригодился при проектировании тяжелых танков прорыва.

Весной 1938 года конструкторские бюро при Кировском заводе и заводе имени Кирова получили заказ на разработку тяжелого многобашенного танка.

На Кировском заводе такую машину создавали под руководством А.С.Ермолаева, это был СМК (Сергей Миронович Киров), другим, Т-100, занимались С.А.Гинзбург, Н.В.Цейц и Л.С.Троянов. Сначала вооружение размещали в трех башнях, но остановились на двухбашенном варианте с усиленным бронированием. Осенью 1939 года изготовили и опробовали по одному экземпляру. Внешне они были похожи – одна башня с 45-мм пушкой впереди, другая за ней, на барбете, с 76-мм пушкой.

В декабре оба танка решили применить на Карельском перешейке совместно с однобашенным танком КВ (Клим Ворошилов). В составе 20-й танковой бригады они атаковали в районе Сумма финские позиции. Снаряды 37-мм пушек не пробили их броню, но СМК подорвался на фугасе (экипаж уцелел).

В 1931–1939 годы советское танкостроение прошло большой путь, специалистам оказались по плечу любые конструкции, отвечавшие самым высоким требованиям. После успешного выполнения двух первых пятилеток появились танковые заводы, выпускавшие ежегодно до 3 тысяч машин (за исключением 1938 года).

После модных увлечений танкетками и колесно-гусеничной техникой военные выработали четкое представление о танке будущей войны, создали прототипы среднего и тяжелого танков с противоснарядным бронированием, каких не имели другие страны. К началу второй мировой войны 1 сентября 1939 года РККА располагала самым многочисленным танковым парком в мире, не уступавшим и качественно иностранным.

Период Великой Отечественной войны.

Накануне войны Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. Принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки - легкий Т-40, средний Т-34 и тяжелый КВ - начали поступать в войска со второй половины 1940 года. В начале войны в войсках появился новый плавающий танк Т-40 взамен Т-38. В 1940-41 годах выпустили более 100 шт. танков Т-40. Корпус из катаных листов в верхней части был расширен для обеспечения плавучести. В корме машины был установлен гребной винт и руль. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. В средней части корпуса справа устанавливался мотор. Подвеска индивидуальная, торсионная. Танк имел хорошую проходимость, но малую огневую мощь и плавность хода. На базе Т-40 был создан легкий танк Т-60, выпускавшийся в 1941-42 г.г. (5915 шт.) с 20-мм авиационной скорострельной пушкой ТНШ, который после глубокой модернизации (ходовая часть, броня, 45-мм пушка) выпускался с сентября 1942 года под маркой Т-70. Наряду с ними выпускались также легкиe танки T-30 и Т-50.

В 1943 году танк Т-70 был заменен на Т-80 с увеличенной башней, бронированием бортов корпуса до 25 мм и двигателем 85 л.с. Т-80 был “зенитным” танком: угол возвышения пушки составлял 60°. Легкие танки Т-70 и Т-80 были лучшими легкими танками второй мировой войны, хотя производились лишь до осени 1943 года (8226 и 75 машин, соответственно).

Танки Т-34 использовались во всех операциях Великой отечественной войны, в войне с Японией, а также в войне в Корее (1950 – 1951 годы) и в различных послевоенных конфликтах. Советские специалисты создали одну из самых замечательных боевых машин, ставшую классическим образцом среднего танка и указавшую путь развития послевоенного танкостроения. Танк Т-34 превосходил современные средние танки по основным боевым свойствам (огневой мощи, защищенности и подвижности). Он оставался эффективным рекордно много лет, претерпев лишь модернизацию по вооружению.

Высокие боевая эффективность и ремонтопригодность объяснялась рациональной формой броневого корпуса, сильным вооружением и применением дизельного двигателя.

Установка дизеля снизила опасность пожара и увеличила запас хода. Независимая подвеска обеспечила высокую скорость по пересеченной местности, а широкие гусеницы при небольшой массе - хорошую проходимость.

В сентябре 1940 г. первые серийные Т-34 с Харьковского паровозостроительного завода стали поступать в армию. За первое полугодие 1941 г. армия получила 1110 модернизированных Т-34М.

11 сентября 1941 года был образован Наркомат танкостроения. За 1942 год было выпущено 12520 Т-34 из общего числа 24504 танков и СУ.

В 1943 году выпустили несколько сот огнеметных танков ОТ-34. На них лобовой пулемет заменили огнеметом АТО-41. Дальность огнеметания 10 л смеси (60% мазута и 40% керосина) достигала 65 м (90 м для спецсмеси).

15 декабря 1943 года Комитет обороны принял на вооружение модернизированный танк Т-34-85, оснащенный 85 мм пушкой (ЗИС-С-53) с электроприводом поворота башни и управлением как от командира, так и от наводчика. В боекомплект был введен подкалиберный снаряд, что позволяло более успешно бороться с новыми немецкими танками. В 1944 году на базе Т-34-85 выпустили огнеметный вариант ОТ-34-85 с дальностью огнеметания спецсмеси до 100 - 130 м.

В 1945 году на опытный танк Т-34-100 установили 100-мм пушку Д-10Т.

В процессе производства с 1940 по 1946 годы танк Т-34 постоянно улучшался, в его конструкцию было внесено множество изменений. Если основные укрупненные составные части (корпус, двигатель, трансмиссия, за исключением коробки передач, подвеска) остались почти без изменений, то в части вооружения непрерывно велись поисковые работы, направленные на повышение ее могущества.

Поочередно устанавливались пушки различного калибра Л-11, Ф-32, Ф-34, Д-5Т, ЗИС-С-53. В этот период было предложено 7 вариантов башен. Они отличались не только видом и числом люков на крыше, смотровыми приборами, но и формой. Было испытано 4 типа опорных катков: обрезиненные, с внутренней амортизацией, со сплошным или развитым оребрением. Отличались формой, количеством и местом размещения дополнительные баки для горючего, антенны и т. д.

Производство Т-34 прекратилось в 1946 году. Темпы выпуска танков Т-34 в последние годы войны были следующие: 1944 году – 14648 ед., 1945 году – 12551 ед. и 1946 году – 2701 машин. Всего в СССР было выпущено более 61 тыс. Т-34. В конце войны был разработан и выпущен танк Т-44. Он принимал участие в разгроме Японии.

Первый образец тяжелого танка КВ был изготовлен в сентябре 1939 года и во время войны с Финляндией направлен для участия в прорыве "линии Маннергейма", где показал высокие боевые качества. Корпус и башня танка КВ-1 со всех сторон были защищены 75-мм броней. В начале войны ни одно противотанковое орудие вермахта не пробивало его броню.В начале 1941 года на КВ-1 была установлена улучшенная 76-мм пушка ЗИС-5 и увеличена лобовая броня корпуса до 95 мм. На части машин ставили литую башню массой 7 т со 105-мм броней. Одновременно выпускался КВ-2 с 152-мм гаубицей М-19. В период войны танк КВ претерпел неоднократные конструктивные изменения. Выпускались модификации КВ-1С (с уменьшенной массой), КВ-85 с пушкой калибра 85 мм, а также огнеметный танк КВ-8. Всего за годы войны было изготовлено около 4 тысяч танков КВ. На их базе и базе танков ИС выпускались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, получившие название "Зверобой" за нанесенный ими большой урон новым германским танкам в Курской битве.

В 1941 года создали опытный КВ-3 с усиленным до 90 мм в лобовых деталях корпуса бронированием, 76-мм пушкой и более мощным (700 л.с.) двигателем.

Весной 1941 года шла проработка опытного образца более мощного танка КВ-3 или КВ-220 с бронированием корпуса и башни до 100 мм, 85-мм пушкой и форсированным до 830 л.с. дизелем.

В 1942 году КВ модернизировали в КВ-1С (С - скоростной), уменьшив толщину брони башни до 82 мм, бортов корпуса – до 40 мм. Вооружение - 76,2-мм пушка ЗИС-5 или Ф-34 и три пулемета.

Тогда же наладили выпуск КВ-8 (сначала на базе КВ-1, а потом КВ-1С), оснащенного огнеметом и 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Экипаж - 4 человека.

Последней серийной модификацией танка КВ был КВ-85, выпускавшийся осенью 1943 года, на котором устанавливалась литая башня (предназначенная для ИС-1) со 100-мм броней и 85-мм пушкой. Масса КВ-85 увеличилась до 46 т, скорость составила 42 км/ч, запас хода - 250 км.

Танки КВ использовались в войсках до окончания Великой Отечественной войны. Логическим продолжением линии развития танков КВ во второй половине Великой Отечественной войны являлась разработка еще более мощного тяжелого танка ИС.

В 1942 году конструкторское бюро Челябинского завода разработало танк, более мощный, чем КВ (за основу был взят КВ-13) и были изготовлены три опытных экземпляра.

В декабре 1943 года началось серийное производство тяжелого танка ИС-1 или ИС-85.

Танк имел 85-мм полуавтоматическую пушку, дифференцированное бронирование сварного корпуса и литой башни. Использование в трансмиссии танков семейства ИС малогабаритных планетарных механизмов поворота конструкции А.И. Благонравова позволило уменьшить ширину корпуса танка на 18 см по сравнению с КВ-1С.

В декабре 1943 года был принят на вооружение танк ИС-2 с более мощным вооружением - 122-мм пушкой (бронепробиваемость 140 мм на дальности 500 м), позволяющей поражать все основные типы немецких танков.

Боевое крещение ИС-2 получил в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года.С середины 1944 года стали выпускать модернизированный танк ИС-2М (корпус измененной формы, триплекс у механика-водителя).

С января 1945 года в войска стал поступать танк ИС-3, но в боевых действиях он участия не принимал.

Корпус танка ИС-3 был целиком сварной, броневые плиты располагались под большими углами наклона, образуя впереди “щучий нос”. Усилилось бронирование литой башни полусферической формы. Высота машины уменьшилась на 30 см по сравнению с танком ИС-2.

Была улучшена система управления огнем, зенитный пулемет ДШК управлялся как заряжающим, так и командиром. Командир имел перископический прибор ТПК-1, механик-водитель располагался по оси корпуса.

Танк ИС-3, впервые показанный на параде в Берлине в июне 1945 года, произвел сенсацию.

Как и танк ИС-2, в конце 1950-х годов танк ИС-3 прошел модернизацию (ИС-3М).

Всего было изготовлено более 5 тысяч танков ИС-1, ИС-2 и ИС-3. В 1945 году выпуск бронетанковой техники практически не снижался – в первом полугодии было изготовлено более 15 тысяч танков и самоходных установок.

Всего же с начала Великой Отечественной войны до 30 июня 1945 года армия получила более 95 тысяч танков и самоходных установок.

T-126.jpg (33972 bytes) T-23.jpg (40491 bytes) T-33.jpg (34823 bytes)

Какие будут соображения по этим снимкам?

PS. После консультаций с Сергеем Зыковым на Бронефоруме В. Чобитка вопросы сняты. Первый снимок (см. выше)- один из вариантов Т-50. Добавлена также информация по Т-23 и Т-33 (снимки 2,3).




 

 

© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2017. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2011. All Rights сeserved.