Опытная колёсная боевая машина пехоты Объект 19
СССР

«Объект 19» – советская опытная колесно-гусеничиная боевая машина пехоты, которая была создана в городе Рубцовское в КБ Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с военной академией бронетанковых войск. Данная БМП серийно никогда не выпускалась. Полномасштабный макет опытной БМП «Объект 19» был выполнен на Алтайском тракторном заводе в 1965 году. Позднее данный образец уникальной колесно-гусеничной бронетехники был передан в специализированный музей, расположенный в Кубинке. 

История. Требования, которые предъявлялись к БМП, были сформированы Главным бронетанковым управлением СССР в конце 1950-х годов. Армия требовала от промышленности машины, на которую планировалось установить новую систему вооружения, созданную КБ Приборостроения в городе Тула. Основой новой системы вооружения была компактная башня, которая вмещала 1 человека. Главным вооружением новой бронированной машины должна была стать 73-мм пушка 2А28 «Гром», обладающая автоматической системой заряжания. В случае выхода автомата из строя заряжание могло осуществляться полностью в ручном режиме. Данное 73-мм орудие являлось уникальным оружием. Оно стреляло 73-мм гранатами ПГ-9 и ОГ-15В, которые были схожи с гранатами станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 «Копье», при этом главным отличием была мощность метательного заряда.

В то время в других армиях мира пытались установить на бронетехнику различные типы безоткатных орудий и гранатометов, но не могли смонтировать их в баше из-за обратно направленной реактивной струи в момент выстрела. В новой башне пушка «Гром» дополнялась спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для борьбы с вражескими танками на дистанциях более 700 метров планировалось использовать ПТУРы. Над стволом орудия была смонтирована простая рельсовая пусковая установка для новых противотанковых ракет «Малютка» (по натовской кодификации «Sagger»). Данное сочетание вооружения и огневой мощи было беспрецедентным для столь компактных и небольших боевых машин. Лобовая броня БМП должна была защищать экипаж от 20-мм боеприпасов натовского образца

Работы над воплощением задания Минобороны СССР начались на ряде предприятий страны в начале 1960-х годов. В числе основных предъявляемых требований к новому типу бронированных транспортных средств для мотострелковых войск, военные выделяли:

1. Значительную огневую мощь машины;

2. Защиту экипажа и десанта от оружия массового поражения;

3. Возможность самостоятельной борьбы с бронетехникой противника;

4. Преодоление водных преград.

Хотя набор используемого вооружения был избран заранее, относительно схемы самой БМП решения военные не приняли. В то время в Советской Армии все еще достаточно настороженно относились к концепции полностью гусеничной боевой машины по причине высокой ее цены. Многие пехотные офицеры полагали, что обслуживание достаточно сложной гусеничной машины будет выше возможностей солдат, проходящих срочную службу по призыву. В результате ГБТУ решило создать БМП на основе конкурса между несколькими конструкторскими бюро и рассмотреть разнообразные схемы конструкции боевой машины. Среди конструкторских бюро, которые участвовали в конкурсе, были КБ из Волгограда, которое позже получило известность, благодаря разработке машины БМД-1, а также КБ Исакова – сравнительно новое конструкторское бюро, которое было образовано группой конструкторов тяжелых танков в Челябинске, а также небольших групп конструкторов из машиностроительных предприятий Брянска и Рубцовска.

Одной из разработок, которые были представлены военным, и оказался «Объект 19». При этом военным было из чего выбирать. Так брянский проект – «Объект 1200» был машиной колесной схемы, который основывался на богатом опыте брянцев по созданию тяжелых грузовиков, таких, как семейство автомобилей БАЗ-543. На этом фоне рубцовский «Объект-19» был самым необычным проектом, которой обладал колесно-гусенечной ходовой частью, которая напоминала довоенные австрийские «Зауэры». «Объект 19» обладал обычной колесной подвеской для движения по дорогам и гусеницами, которые располагались в середине корпуса и могли использоваться для улучшения качеств проходимости. Двигатель БМП находился в корме, пехота должна была покидать машину через люки, расположенные на крыше сзади башни. Конструкторское бюро Гаврилова представило на конкурс 2 проекта – объект 914 и 911. Проект 911 был несколько необычной машиной. Под корпусом у него находилось 4 убирающихся колеса, которые при движении по дороге могли опускаться для придания машине дополнительного ускорения.

В то же время объект 914 был более классическим и полностью гусеничным вариантом, с двигателем, расположенным в корме, экипаж покидал машину через крышу. Последним проектом был исаковский объект 765, который также был полностью гусеничным. Именно «Объекту 765» было отдано предпочтение военных, и он навсегда вошел в историю, как БМП-1. Главным отличием между «Объектом 765», который назывался «Коршун», и остальными машинами было расположение двигателя в передней части корпуса. Такое расположение позволяло разместить в корме отделение десанта и двери для их удобного покидания боевой машины. Такая компоновка в дальнейшем стала «классической».

Описание конструкции «Объекта 19»

Проект достаточно необычной колесно-гусеничной БМП на весьма оригинальном шасси был представлен КБ Алтайского тракторного завода в 1964 году. Машина, который присвоили наименования «Объект 19», обладала сварным корпусом из катаных бронелистов и имела некоторое сходство с БРДМ-2. Конструкция ее ходовой части представляла собой колесной шасси (с формулой 4Х4), а также вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. Гусеничный движитель планировалось использовать только для увеличения проходимости, для чего он мог опускаться на грунт. При этом переход с колесного хода на колесно-гусеничный можно было провести прямо на месте или в движении всего за 15-20 секунд. В шасси БМП применялись специальные полые катки, заимствованные от легкого плавающего танка ПТ-76.

Согласно используемой компоновочной схеме место механика водителя располагалось спереди слева, справа от механика-водителя было место командира. У каждого члена экипажа имелся свой отдельный люк для покидания БМП. В середине корпуса находилось боевое отделение с вращающейся башней. Места десантников располагались вокруг боевого отделения. Они должны были покидать боевую машину через задние люки, смонтированные на крыше корпуса.

В одноместной башне кругового вращения находилась 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», спаренный с ней 7,62-мм пулемет и пусковая установка для противотанковых ракет 9М14М «Малютка». В корме БМП «Объект 19» находилось моторно-трансмиссионное отделение, в котором устанавливался двигатель водяного охлаждения, развивавший мощность в 300 л.с. «Объект 19» мог двигаться на плаву с помощью 2-х водометных движителей (водометов) реактивного типа, такой же принцип был использован на БМП-1.

Тактико-технические характеристики БМП «Объект 19»: 
Боевая масса машины –13,1 т. 
Габариты: длина – 6830 мм., ширина – 2870 мм., высота – 2100 мм. 
Преодолеваемые препятствия: подъемы до 25 градусов, крен – 25 градусов
Мощность силовой установки – 300 л.с.
Максимальная скорость – 80 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
Запас хода – 500 км.
Бронирование машины было противопульным
Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек
Вооружение: 73-мм орудие 2А28 (40 снарядов), 1х7,62-мм пулемет ПКТ (возимый боекомплект 2000 патронов), 4 ПТУР 9М14М «Малютка».
На машине использовался прицел 1ПН22 и радиостанция Р-123.

Колесно-гусеничная БМП «Объект 19» представляла собой колесно-гусеничную плавающую машину массой 12,7 т с кормовым расположением МТО. Она была разработана в 1963-1964 гг. специальным конструкторским бюро Алтайского тракторного завода в Рубцовске совместно с Военной академией бронетанковых войск. Ходовой макет был изготовлен на заводе и предъявлен на полигонные испытания в 1964 г. Особенностью БМП являлось применение для повышения проходимости колесной машины опускающегося на грунт вспомогательного гусеничного движителя, который работал одновременно с основным колесным движителем. Ходовой макет предназначался для экспериментальной проверки возможности создания БМП с комбинированным движителем. На вооружение машина не принималась.

В передней части БМП «Объект 19» в отделении управления находились механик-водитель (слева) и командир машины. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение с вращающейся одноместной башней. Оно разделяло десантное отделение на две части. Одна часть десанта из трех человек располагалась впереди башни, другая часть из четырех человек - сзади. Обе части десантного отделения сообщались между собой проходами вдоль бортов корпуса в боевом отделении. Выход десанта из машины производился через верхние люки на кормовые листы корпуса. В кормовой части десантного отделения был предусмотрен люк аварийного выхода. Ширина корпуса машины составляла 2850 мм, высота машины 2000 мм, что позволяло осуществлять транспортирование БМП в самолете Ан-12.

Конструкция башни и силовая установка были такими же, как в опытной боевой машине пехоты «Объект 765». Оружие БМП «Объект 19» состояло из 73-мм гладкоствольного орудия «Гром», спаренного 7,62-мм пулемета, двух 7,62-мм пулеметов ПК, расположенных в передних боковых листах корпуса, и пусковой установки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к орудию составлял 40 активно-реактивных выстрелов, к пулеметам - 4000 патронов. В машине находилось 5 управляемых ракет. Для ведения стрельбы из личного оружия десанта со стороны каждого борта в кормовой части десантного отделения были предусмотрены по две амбразуры.

Корпус и башня БМП «Объект 19» были изготовлены из броневой стали высокой твердости и имели противопульную броневую защиту. Толщина и углы наклона лобовых броневых листов корпуса составляли в верхней части - 25 мм/40°, в средней - 5 мм/82° и в нижней - 20 мм/49°, а бортов - в верхней части 5 мм/64 средней - 18 мм/0°, нижней - 16 мм/0°. Верхние носовые листы корпуса образовывали башенку механика-водителя и командира машины. На лобовом листе башенки были расположены два ветровых стекла, закрывавшихся броневыми крышками. На крыше башенки имелись два люка для посадки и выхода членов экипажа. На крыше корпуса в передней части десантного отделения также имелись два люка. В обитаемых отделениях БМП устанавливался противорадиационный подбой.

На машине вдоль ее продольной оси устанавливался дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.) с жидкостной эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков, изготовленных из алюминиевого сплава, составляла 430 л. Запас хода при движении на одной заправке достигал 700 км. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха использовался подогреватель. Двигатель имел механизм защиты для предотвращения на плаву попадания воды в цилиндры двигателя и воздухоочиститель. В состав трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения стали по асбофрикционному материалу КФ-2 (более позднее наименование - НСФ-2), простая двухвальная пятиступенчатая коробка передач с инерционными синхронизаторами, двухступенчатая раздаточная коробка, три моста, карданные передачи, бортовые редукторы колесного и гусеничного хода.

Одной из главных особенностей колесно-гусеничной БМП «Объект 19» была оригинальная ходовая часть, представлявшая собой колесное шасси (колесная формула 4x4) с вспомогательным гусеничным движителем. Гусеничный движитель опускался на грунт в колею колес с помощью гидропривода при остановленной машине и включался в работу для повышения проходимости машины. На колесном ходу управляемыми были передние колеса, а при совместной работе обоих движителей в управление включались и задние колеса. Между левой и правой гусеницами существовала простая дифференциальная связь, поэтому специального механизма поворота для гусеничного движителя не было. Индивидуальная пневматическая подвеска использовалась также для подъема и опускания опорных катков. Основные узлы пневматической подвески передних опорных катков гусеничного движителя размещались снаружи корпуса, остальных катков - внутри корпуса.

Гусеничный движитель по многим узлам и деталям был унифицирован с гусеничным движителем легкого танка ПТ-76. Со стороны каждого борта находилось по три опорных катка, при этом передние опорные катки одновременно выполняли функции направляющих колес и имели винтовые механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса кормового расположения имели цевочное зацепление с гусеницами. В гусеничном движителе использовались штампованные траки с ОМШ, конструкция которых была oдинaкoвoй с траками танка ПТ-76, а однодисковые опорные катки диаметром 670 мм с наружной амортизацией и дисками из алюминиевого сплава были взаимозаменяемыми с опорными катками этого танка. Колесный движитель имел четыре колеса диаметром 1200 мм с широкопрофильными шинами низкого давления модели П-247А и централизованную систему регулирования давления воздуха в них. Давление воздуха в шинах регулировалось с места механика-водителя в пределах от 68,7 до 294 кПа (0,7 до 3.0 кгс/см). Подвод воздуха к колесам был внутренним. Кроме того, пневматическая система обеспечивала пуск двигателя и работу пневмоусилителя тормозного гидроцилиндра тормозной системы. Подвеска всех колес - независимая, рычажная с пневматическими рессорами. Время перехода с колесного движителя на колесно-гусеничный не превышало 20 с, с гусеничного на колесный - 10 с.

Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов, расположенных в корме корпуса. Осевые насосы водометов соединялись карданными валами с коробкой передач. Особенностью водометного движителя была схема забора воды через объединенные отверстия в днище и бортах корпуса. В передней части корпуса была выполнена наружная обшивка из листов толщиной 1,5 мм, внутри которой помещался пенопласт. Запас плавучести машины составлял 25%. В МТО находилась водооткачивающая помпа производительностью 100 л/мин. БМП «Объект 19» могла двигаться на вспомогательном гусеничном движителе при поражении колес, однако в этом случае машина имела плохую поворотливость на глубокой колее. Максимальная скорость машины на колесном ходу составляла 80 км/ч, на гусеничном ходу - 52 км/ч, на плаву - 11 км /ч. Машина могла преодолевать ров шириной 2,1 м. Максимальный угол подъема составлял 30°, крена - 25°.

В состав специального оборудования входили автоматические системы ПАЗ и ППО, а также ТДА. В комплект машины входили приборы ночного видения механика-водителя и командира машины, а также средства связи - радиостанция Р-123 и ТПУ Р-124. Электрооборудование БМП «Объект 19» было выполнено по однопроводной схеме. Источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 12СТ-70 и генератор ВГ-7500 мощностью 9 кВт.

Технические характеристики «Объект 19»
Боевая масса - 12,7 т; 
боевой расчет - 10 чел.; 
вооружение: орудие - 73-мм гладкоствольное, 3 пулемета - 7,62 мм, пусковая установка для ПТУР; 
броневая защита - противопульная; 
мощность дизеля - 221 кВт (300 л.с.); 
максимальная скорость: 
по шоссе на колесном ходу - 80 км/ч, 
на колесно-гусеничном ходу - 52 км/ч, 
на плаву - 11 км/ч.

Взято вот здесь

Фотогалерея

     

 

С уважением,
Опальный Стрелок

n

k3© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2017. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2011. All Rights сeserved.