Бронетранспортер БТР-152

СССР

БТР-152 создан конструкторским бюро Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев. Ведущим конструктором проекта был Б.М. Фиттерман. Первые два прототипа БТР-152 были собраны к маю 1947 г. БТР разрабатывался на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗиС-151 и имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В отделении управления размещалась радиостанция 10-РТ-12 (Р-113). Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта. Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм. Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная корбка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины постоянного давления, увеличенного диаметра. Наличие трех ведущих мостов и шин с протектором типа «Вездеход» обеспечивали бронетранспортеру повышенную проходимость. БТР-152 был принят на вооружение в 1950 г. и находился в серийном производстве с 1950 г. по 1955 г. 

За все время производства было выпущено несколько сотен БТР-152 и его модификаций, которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (тип 56APC), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, Северную Корею, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны. Также известно, что бронетранспортер БТР-152 стоял на вооружении Израиля. Как и многое другое вооружение советского производства, эти машины были захвачены во время конфликтов с Египтом и Сирией. БТР-152А. На базе БТР-152 выпускался БТР-152А с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ установленных в десантном отделении бронтранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 человек. На вооружении с 1951 г. В 1955 г. было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Боекомплект был увеличен до 2000 патронов, а экипаж сокращен до 5 человек. БТР-152С. На базе БТР-152 выпускалась машина связи БТР-152С. БТР-152Б. С 1952 г. на машине стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 4,5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 метров. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор. Этой машине была присвоена марка БТР-152Б. БТР-152У. На базе бронетранспортера БТР-152Б выпускался подвижный пункт управления артиллерией. БТР-152В. В 1955 г. на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. 

В отличии от БТР-152 он имел централизованную систему регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра, инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, на БТР-152В, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес. БТР-152Д создан на базе бронетранспортера БТР-152В и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А. В 1957 г. наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1. На вооружении с 1958 г. БТР-152Е создан на базе бронетранспортера БТР-152В1 и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А и БТР-152Д. В 1957 г. был построен опытный бронетранспортер БТР-Э152В, отличавшийся равноудаленными друг от друга осями и шинами увеличенной размерности. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине. В серии не строился, но дал толчок для развития конструкторских экспериментов на опытном бронетранспортере ЗиЛ-153. БТР-152К. В 1959 г. на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками, ночной смотровой прибор водителя ТВН-2 и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 т. Экипаж с десантом был сокращен до 15 человек. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части машин БТР-152К пулемет отсутствовал. Производство этих бронемашин завершилось в начале 1962 г., когда их заменили более совершенные БТР-60П. БТР-152 был снят с вооружения в 1993 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула  6
Боевая масса, кг 8600
Боевой расчет, чел 2+17
Габариты Длина, мм 6550
Ширина, мм 2320 
Высота, мм 2360
Клиренс, мм 286
Вооружение (боезапас)  7,62-мм станковый
пулемет СГМ (1250) 7,62-мм станковый
пулемет СГМБ (1250)
Броневая защита, мм 6-13
Двигатель (тип) ЗиС-123 (карбюраторный, шестицилиндровый)
Мощность двигателя, л.с.  110 при 3200 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемый подъем, град 30
Преодолеваемый брод, м 0,8

 

Фотогалерея

     

 

С уважением,
Опальный Стрелок

n

k3© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2019. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2019. All Rights сeserved.