Бронетранспортер БТР-50

СССР

История создания бронетранспортера БТР-50

Дав задание на проектирование легкого плавающего танка ПТ-76 способного с ходу форсировать водные преграды в 1946 году, правительство СССР не забыло и о паре для этой машины — унифицированном с ним бронетранспортере («объект 750») для перевозки пехоты, БТР-50. Если танк в соответствии с техническим зданием должен был иметь 76-мм пушку и перевозить на броне до 20 пехотинцев в полном снаряжении, БТР должен был быть способен обеспечить переправу 25 человек или одной единицы тяжелого вооружения, такой как 76-мм пушка или 120 мм миномет с расчетом и боекомплектом.

Проектирование бронетранспортера БТР-50

Первоначально разработку новой техники возложили на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), однако представленные в 1948 г. на испытания опытные образцы ПТ-76 и БТР-50 их не выдержали. В 1949 г. создание плавающих легкого танка и БТР было поручено конструкторским коллективом ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург) и КБ Челябинского тракторного завода. Общее руководство работами осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники Ж.Я. Котин (самоходка ИСУ-152), ведущим конструктором проекта стал Н.Ф. Шамшурин, работами челябинского КБ по отработке документации возглавил А.С. Ермолаев.

Создание плавающего бронетранспортера проводилось с учетом конструкторских наработок и широким использованием узлов и механизмов плавающего танка. Специально для БТР проектировались погрузочное устройство и въездная аппарель для тяжелой техники.

Уже к апрелю 1950 г. был изготовлен первый опытный образец плавающего БТР «объект 750». В июле того же года состоялись его заводские испытания. В сентябре 1950 г. два экземпляра БТР были представлены на государственные испытания, и хотя первая попытка была новой машине не засчитана, в августе следующего, 1951 года, БТР полностью прошел их, и в октябре 1952 г. был рекомендован к производству.

Серийное производство БТР-50 было организовано в 1954 году на Сталинградском тракторном заводе и продолжалось до 1969 года. В отличие от прототипа, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК, серийный образец комплектовался 7,62-мм пулеметом СГМБ. Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций. Постановлением Совета Министров СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением БТР-50П («П» — плавающий).

Производство и модификации БТР-50

БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный

БТР БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2

БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом

БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина

БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина

БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина

БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1) обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.

БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке

БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4

ОТ-62 «Topaz» — модернизация БТР-50 заводом им. Малышева в 2010 году.Предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.

TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)

БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)

БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия) Пингвин («объект 209») — антарктический вездеход;

БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации БТР-50. Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.

БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК предназначенная на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.

БТР-50ПМ — индонезийская модернизация с двигателем мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1954 г.
Длинна: 7070 мм
Ширина: 3140 мм
Высота: 2030 мм
Броня, лоб: 6 -13 мм
Броня, борт: 6 -13 мм
Броня, башня: 6 -13 мм
Экипаж: 2 человека + 10 десантников (+ ещё 10 на броне)
Двигатель: 1х В6В, мощностью 240 л.с.
Дальность хода: 260/360 км (БТР-50П/БТР-50ПК)
Максимальная скорость: 45 км/ч (10 км/ч на плаву)
Масса: 13,9/14,2 тонн (БТР-50П/БТР-50ПК)
Вооружение: 1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

 

 

Фотогалерея

 

С уважением,
Опальный Стрелок

n

k3© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2019. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2019. All Rights сeserved.