Основной танк Т-72
СССР
Его разработка
началась в 1967 году, когда первый опыт
эксплуатации Т-64 выявил недостаточную
надёжность двигателя, ходовой части и
механизма заряжания. Учитывая ограниченные
возможности по производству двигателей 5ТДФ
и наличие в достаточном количестве в резерве
четырехтактных двигателей В-45, было принято
решение установить их на Т-64. В том же голу
был изготовлен и испытан экспериментальный
образец такого танка.
В холе дальнейшей работы, в 1968-69 голах,
были проведены сравнительные испытания
танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной
системой охлаждения (разработка
конструкторского бюро в Харькове) и образцов
с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки
на 22 выстрела и вентиляторной системой
охлаждения (разработка конструкторского бюро
в Нижнем Тагиле). Последние показали более
высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали
устанавливать двигатели В-46 мощностью 573
кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой
конструкции. Изготовленному с указанными
изменениями образцу был присвоен индекс
“объект 172М”. В 1973 году после войсковых
испытаний он был принят на вооружение под
маркой Т-72 и вскоре получил наименование
“Урал”.
В соответствии с техническим заданием боевые
и технические характеристики Т- 72 сохранены
на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что
он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на
четыре тонны, разница в массе по отразилась
на характеристиках максимальной скорости,
запаса хода и проходимости, так как ёмкость
топливных баков увеличилась на 100 литров,
мощность двигателя стала больше на 80 л.с.,
а ширина гусеницы - на 40 мм. Танк
совершенствовался в ходе серийного
производства. В 1979 году на вооружение был
принят модернизированный образец Т-72А, а в
1985 году - танк Т-72Б.
Рассмотрим последнюю модификацию более
подробно. Танк имеет классическую схему
общей компоновки с экипажем из трех человек
и поперечным расположением двигателя.
Механик-водитель находится в отделении
управления по оси танка. Несмотря на большой
угол наклона верхней лобовой детали корпуса,
он в боевом положении размещен сидя, так как
нижняя часть кресла установлена в
специальной выштамповке днища.
Забронированный объем отделения управления
составляет 2,0 куб. м.
В боевом отделении справа от пушки
расположен командир танка, слева - наводчик.
В нижней части боевого отделения установлен
вращающийся транспортер автомата заряжания,
форма и размеры которого позволяют членам
экипажа перемещаться внутри машины из
боевого отделения в отделение управления и
обратно. Применение автомата заряжания
позволило получить величину забронированного
объема боевого отделения 5,9 куб. м. и
высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение занимает
объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя
толщина листов корпуса в районе МТО
уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком
Т-64А изменена конструкция кормовой части
корпуса и увеличена длина МТО в связи с
применением вентиляторной системы охлаждения
и входного редуктора, соединяющего двигатель
с бортовыми коробками передач. Общий
забронированный объем танка составляет 11,0
куб.м.
Основным вооружением является специальная
танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М
- пусковая установка. Она отличается от
пушки танка Т-64БВ наличием механизма
улавливания и выброса поддонов. Конструкция
орудия позволяет производить замену трубы
ствола в полевых условиях без его демонтажа
из башни. В затвор введен механизм,
обеспечивающий открывание клина вручную за
два такта, что значительно уменьшило
затрачиваемые усилия. Для улучшения точности
стрельбы цилиндры двух тормозов отката
закреплены симметрично относительно канала
ствола в правом верхнем и левом нижнем углах
казенника. Конструкция противооткатных
устройств обеспечивает не заторможенный
откат до вылета снаряда из канала ствола и
позволяет проводить их проверку в короткие
сроки.
Для выверки нулевой линии прицеливания без
выхода членов экипажа из танка пушка
оснащена устройством встроенного контроля
выверки. Стрельба ведется артвыстрелами
раздельно-гильзового заряжания с
бронебойными подкалиберными, кумулятивными,
осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с
управляемой ракетой, которая имеет боевую
кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют
единый заряд с частично сгорающей гильзой.
Поддон гильзы после выстрела при очередном
заряжании пушки автоматически выбрасывается
наружу через специальный люк в крыше башни.
Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты
9М119 и метательного устройства. Он имеет
такие же размеры, как обычный артвыстрел,
поэтому его загрузка в кассету транспортера
автомата заряжания не отличается какими-либо
особенностями. Боекомплект пушки размещается
во вращающемся транспортере автомата
заряжания (22 выстрела) и в
немеханизированных боеукладках корпуса и
башни (23 выстрела).
Комплекс управляемого вооружения 9К120
обеспечивает ведение стрельбы управляемой
ракетой днем с места и с коротких остановок
на дальностях от 100 до 4000 метров. Он
имеет помехозащитную полуавтоматическую
систему управления ракетой по лучу лазера. В
состав системы управления огнем входит
прицельный комплекс 1А40-1, созданный на
базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1
танка Т-72А. Поле зрения прицела
стабилизировано в вертикальной плоскости.
Для ведения огня из танковой пушки
артвыстрелом в ночных условиях и управляемой
ракетой днем используется прицел-прибор
наведения 1К13-49, входящий в комплекс
управляемого вооружения 9К120. Он может
работать в активном или пассивном режимах.
Пушка оснащена стабилизатором вооружения
2342-2 с электрогидравлическим приводом
вертикального и электромашинным
горизонтального наведения, что уменьшило
пожароопасность в танке по сравнению с
электрогидравлическим приводом. В качестве
вспомогательного вооружения применяются
7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм
зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением
от командира тапка). Боекомплект спаренного
пулемета составляет 2000 патронов, зенитного
пулемета - 300 патронов.
Броневая зашита лобовой части корпуса и
башни представляет собой многослойные
комбинированные броневые преграды, которые
обеспечивают неуязвимость от большинства
типов бронебойных подкалиберных и
кумулятивных снарядов танковых
(противотанковых) пушек. Высокая стойкость
от кумулятивных боеприпасов достигнута
установкой навесной динамической защиты. На
тапке установлено 227 контейнеров, из них на
корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых
экранах - 96. С 1988 года на серийных танках
Т-72Б применяется встроенная динамическая
зашита.
Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая
деталь наклонена под углом 68 градусов от
вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть
имеет переменные углы наклона от десяти до
двадцати пяти градусов. Борта корпуса
защищены противокумулятивными экранами. Танк
отличается высоким уровнем
противорадиационной защиты за счет
применения подбоя и надбоя, системы
коллективной защиты и локальной защиты
членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена за счет
низкого силуэта, применения ТДА и системы
902Б “Туча” дм постановки дымовых завес,
системы защиты от напалма и
быстродействующего противопожарного
оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет
камуфлирующую окраску и оснащен
оборудованием для самоокапывания и для
навешивания минного трала КМТ-б.
На машине установлен многотопливный
четырехтактный быстроходный дизельный
двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с
наддувом от приводного Центробежного
нагнетателя. Кроме того, используется
инерционный (волновой) наддув. Мощность
двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он
приспособлен к работе на дизельном топливе,
реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и
автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск
осуществляется с помощью электростартера,
системы воздушного ча- пуска, а также от
постороннего источника тока или с буксира.
Для экстренного пуска холодного двигателя
зимой имеется система подогрева впускного
воздуха.
Механическая планетарная трансмиссия состоит
из входного редуктора, двух бортовых коробок
передач и двух бортовых редукторов. Она
имеет гидросервоуправление и собственную
масляную систему. В системе подрессориванния
применена индивидуальная торсионная подвеска
с гидроамортизаторами рычажно-лопастного
типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого
борта. Диски опорных каткая изготовлены из
алюминиевого сплава. Опорные катки имеют
наружное обрезинивание, а поддерживающие
катки - внутреннюю амортизацию. Для
предохранения гусеницы от сбрасывания при
поворотах танка на ведущих колесах приварены
ограничительные диски.
Танк оснащен оборудованием для подводного
вождения, позволяющим преодолевать водные
преграды глубиной до пяти метров и шириной
около 1000 метров. На танке используется
комплекс средств связи “Абзац”, который
включает УКВ радиостанцию Р-173,
радиоприемник Р- 173П, блок антенных
фильтров и ларингофонный усилитель.
Радиостанция работает в диапазоне частот
30-76 МГц и имеет запоминающее устройство,
позволяющее заранее подготовить десять
частот связи. Она обеспечивает дальность
связи не менее 20 км как на месте, так и в
движении по среднепересеченной местности.
Модификации танка Т-72
Т-72 (1973 г.) - базовый образец.
Т-72К (1973 г.) - командирский танк.
Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант,
отличался конструкцией броневой защиты
лобовой части башни, системой ПАЗ и
комплектацией боеприпасов.
Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72.
Основные отличия: лазерный прицел- дальномер
ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с
осветителем Л-4, сплошные бортовые
противокумулятивные экраны, пушка 2А46
(вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска
дымовых гранат, система защиты от напалма,
система дорожной сигнализации, ночной прибор
ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный
динамический ход катков, двигатель В-46-6.
Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.
Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка
Т-72А. Он отличался броневой конструкцией
башни, комплектацией боеприпасов и системой
коллективной защиты.
Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М.
Он отличался дополнительным 16- мм броневым
листом на верхней лобовой детали корпуса и
комбинированной броней башни с песчаными
стержнями в качестве наполнителя.
Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с
навесной динамической защитой.
Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант
танка Т-72А с комплексом управляемого
вооружения.
Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без
монтажа некоторых элементов комплекса
управляемого вооружения.
Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка
Т-725. Первоначальное наименование - танк
Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров
навесной динамической защиты (вместо 227),
бронирование корпуса и башни сохранено на
уровне танка Т-72М1, другая комплектация
боеприпасов к пушке.
Производство и поставки на экспорт
Серийное производство танка организовано на
заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в
производстве находился танк Т-72А. На его
базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а
затем его дальнейшая модификация - танк
Т-72М1. С 1985 года в производстве находится
танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.
Танки серии Т-72 экспортировались в страны
бывшего Варшавского Договора, а также в
Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию,
Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка
Т-72 были разработаны и приняты в серийное
производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик
МТУ-72, инженерная машина разграждения
ИМР-2.
Характеристики БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж
- 3 чел., вооружение - 12,7-мм пулемет,
-грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое
усилие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100
те), мощность двигателя - 618 кВт (840
л.с.), максимальная скорость - 60 км/ч.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
---|
Боевая масса, т 44,5 Экипаж, чел 3 Высота по крыше башни 2226 мм Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка Боекомплект 45 выстрелов Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета Комплекс управляемого вооружения 9К120 Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера Дальность стрельбы 100-4000 м Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места 0,8 Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с Дальномер лазерный Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения Заряжание автоматическое Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм Броневая защита комбинированная Динамическая защита встроенная Дымовые гранатометы 8 шт Максимальная скорость 60 км/ч Запас хода по шоссе 500 км Двигатель многотопливный четырехтактный дизель Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.) Трансмиссия механическая планетарная Подвеска торсионная Гусеница с РМШ (или с ОМШ) Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м |
ФОТОГАЛЕРЕЯ
|
||
С уважением,
Опальный Стрелок