Самоходная артиллерийская установка «Объект 416»
СССР

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

 

Самоходная артиллерийская установка «Объект 416» раз­рабатывалась для перевооружения танко-самоходных полков ТД, МД и СД вместо, состоявших на вооружении, но уже мо­рально устаревших САУ СУ-76М и СУ-100.

ОКР по созданию артиллерийской самоходной установки закрытого типа «Объект 416» была задана заводу № 75 в Харь­кове Постановлением СМСССР от 15 октября 1949 г .

В марте 1950 г . завод представил на рассмотрение НТК ГБТУ разрабо­танный КБ под руководством врио главного конструктора П.П. Васильева эскизный проект и макет САУ в натуральную величину. Было отмечено, что боевая масса машины 24 т явля­ется слишком большой, а 100-мм пушку Д-10Т необходимо за­менить на более мощную - 100-мм М-63 конструкции завода № 172. Кроме того рекомендовалось пересмотреть размещение экипажа и боекомплекта. Через месяц, в мае 1950 г ., подкоррек­тированный эскизный проект с размещением экипажа в башне вновь был рассмотрен в НТК ГБТУ. 27 мая 1950 г . в решении по рассмотрению эскизного проекта было отмечено, что спроекти­рованнаяСАУ, в основном, отвечает заданным ТТТ и завод мо­жет приступить к разработке технического проекта.

Самоходная установка «Объект 416». Деревянный макет.

Самоходная установка «Объект 416». Вид сверху. Деревянный макет.

Самоходная установка «Объект 416».

 

Экспериментальный образец самоходной установки «Объект 416». Вид на правый борт.

«Объект 416» Вид сверху

10 ноября 1950 г . разработанный коллективом КБ завода № 75 технический проект был утвержден для разработки рабо­чих чертежей и изготовления опытного образца. Проектом пре­дусматривалось создание малогабаритной по высоте машины, вооруженной 100-мм пушкой усиленной броневой защитой за счет размещения механика-водителя во вращающейся башне. Это была первая попытка перенести рабочее место механика- водителя из носовой части корпуса во вращающуюся башню.

26 марта 1951 г . заместитель министра транспортного маши­ностроения С.Н. Махонин утвердил представленный зам. глав­ного конструктора завода № 75 Ф.А. Мостовым график выпол­нения работ по САУ «Объект 416». К 1 мая 1951 г . коллективом КБ завода № 75 планировалось доработать проект по замеча­ниям НТК ГБТУ.

При рабочем проектировании были переработаны отдель­ные узлы самоходной установки. В мае 1951 г . доработка рабо­чего проекта была завершена. В нем дополнительно к замечани­ям НТК ГБТУ был реализован ряд инициативных улучшений таких как: пневмоэлектрическая система управления была за­менена более надежной и простой гидравлической системой; использовано до 1/3 от общего количества серийно выпускаю­щихся деталей; более рационально использована масса (увели­чена толщина броневых деталей за счет уменьшения массы не­бронированных деталей); применена эжекционная система ох­лаждения. К 14 августа 1951 г . завод завершил выпуск чертежей деталей изделия. Были изготовлены узлы ходовой части для проведения экспериментальных работ по съемным резиновым бандажам опорных катков.

Сборка машины согласно плану должна была происходить в период с 1 ноября по 1 декабря 1951 г . В декабре планирова­лось провести обкатку и заводские испытания опытного образ­ца.

Однако из-за срыва поставки башни заводом № 200 и двига­теля Челябинским Кировским заводом сборка эксперименталь­ного образца на заводе № 75 была начата только 29 марта 1952 г . В третьей декаде апреля машина была собрана. В конце мая 1952 г . экспериментальный образец был предъявлен пред­ставителю заказчика, а с 19 июня начались его заводские испы­тания по специальной программе на Чугуевскомполигоне. Во время испытаний, завершившихся 12 ноября 1952 г ., были выполнены мероприятия, направленные на улучшение конст­рукции трансмиссии. В 1953 г . была проведена доработка систе­мы охлаждения двигателя, конструкции траков, амортизаторов и маслонасоса гидросистемы трансмиссии. Летом 1953 г . был изготовлен опытный образец самоходной установки. После ходовых испытаний на заводе опытный образец был отправлен на Ленинградский артиллерийский полигон, где производились испытания по программе ГАУ с 11 августа до 14 декабря 1953 г . По окончании испытаний был произведен контрольный 100 км пробег самоходной установки по сильнопересеченной местно­сти. Общий пробег к концу испытаний составил 2994 км . Испы­тания показали сложность одновременного управления из вращающейся башни движением и огнем. Дальнейшие работы по созданию этой самоходной установки были признаны нецелесообразными.

Заводские испытания экспериментального образца самоходной установки «Объект 416».

Самоходная установка «Объект 416».

Боевая масса - 24 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100-мм, пулемет - 7,62-мм; броневая защита - противоснарядная; мощность двигателя - 294 кВт ( 400 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .

 

Компоновка самоходной установки «Объект 416» была вы­полнена по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Все четверо членов экипажа располагались в боевом отделении. Слева от пушки располага­лись рабочие места наводчика и командира машины, справа от пушки - механика-водителя и заряжающего. Такая схема об­щей компоновки позволила получить малую высоту машины по крыше башни ( 1823 мм ), но усложнила работу заряжающего, которому приходилось действовать или сидя, или стоя на коле­нях на полу боевого отделения. Оригинально была спроектиро­вана конструкция рабочего места механика-водителя. Незави­симо от положения продольной оси башни относительно корпу­са САУ рабочее место механика-водителя с помощью специаль­ных устройств было постоянно ориентировано в направлении продольной оси корпуса самоходной установки. Однако разме­щение механика-водителя не в центре башни требовало от него определенных навыков при вождении.

Самоходная установка «Объект 416» (вид на левый борт)

Самоходная установка «Объект 416».

Рабочие места командира и наводчика. Деревянный макет.

Рабочее место механика-водителя.

Общий вид моторно-трансмиссионного отделения. Деревянный макет.

Основное оружие САУ – 100-мм нарезная пушка М-63 с ще­левым дульным тормозом, располагалось во вращающейся баш­не. Эта пушка была разработана в ОКБ завода № 172 на базе 100-мм танковой пушки Д10-Т. Длина ствола составляла 58 калибров. В конструкции пушки М-63 была применена система продувки канала ствола воздухом после выстрела. Боевая скоро­стрельность пушки составляла 5-6 выстр./мин. Это достигалось за счет применения механизированной подачи выстрела на ли­нию заряжания и механизированной досылки выстрела в канал ствола. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМ. При стрель­бе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-22, с закрытых огневых позиций – панорама С-71. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +15°, горизонталь­

ной – 360° при стрельбе с места и 150° - при стрельбе схода. Ма­ксимальная дальность стрельбы достигала 16 000 м .

Боекомплект к основному оружию состоял из 35 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, к вспомогательному – 1000 патронов.

Броневая защита – противоснарядная. Корпус был сварен из катаных броневых листов толщиной 20, 45, 60 и 75 мм . Макси­мальная толщина лобовой части литой башни составляла 110 мм . Для маскировки применялись две большие дымовые (аэрозольные) шашки, которые располагались в кормовой час­ти машины и дистанционно поджигались с помощью электроза­палов. При необходимости шашка могла быть сброшена с ма­шины с помощью специального механизма.

В силовой установке был применен двенадцатицилиндро­вый четырехтактный оппозитный дизель ДГ мощностью 294 кВт ( 400 л .с.). Он был установлен в моторно-трансмиссион­ном отделении поперек корпуса машины. В жидкостной систе­ме охлаждения для создания потока охлаждающего воздуха был применен эжектор. Емкость основных топливных баков состав­ляла 420 л , что обеспечивало машине на одной заправке запас хода до 260 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий.

В состав механической трансмиссии входили многодиско­вый главный фрикцион сухого трения, двухвальная пятисту­пенчатая коробка передач с синхронизаторами на высших пере­дачах, понижающий редуктор, два двухступенчатых ПМП и два однорядных простых бортовых редуктора. От коробки передач осуществлялся отбор мощности на воздушный компрессор АК-150М и масляный насос. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось гидравлическими при­водами. Переключение передач - преселекторное, то есть снача­ла с помощью кулисы устанавливалась требуемая передача, а в нужный момент нажатием педали происходило ее включе­ние. В гидравлических приводах имелись два гидрообъемных механизма, обеспечивавших автономное вращение полика бое­вого отделения и рабочего места механика-водителя.

В ходовой части самоходной установки применялись инди­видуальная моноторсионная подвеска, двенадцать однодиско­вых опорных катков с наружной амортизацией, два направляю­щих колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы с ОМШ. Ведущие колеса цевочного зацепления с гусеницами располагались в носовой части машины.

Самоходная установка «Объект 416» в техническом центре парка "Патриот"

Материал взят у Андрея вот здесь.

С уважением,
Опальный Стрелок

n

k3© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2019. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2019. All Rights reserved.