Танк «Объект 770»
СССР

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

 

Танк «Объект 770» был создан в Челябинске конструктор­ским бюро ЧТЗ под руководством главного конструктора заво­да П.П. Исакова на основании Постановления СМ СССР от 12 августа 1955 г . Для отработки узлов и агрегатов опытного танка в 1957 г . на заводе был переоборудован танк Т-10М с двигате­лем типа В-12, форсированным до мощности 735 кВт ( 1000 л .с.). На этом танке прошли испытания гидропневматиче­ская подвеска, гидромеханическая трансмиссия, приводы упра­вления, бортовые редукторы и гусеницы. В период с мая 1959 г . по октябрь 1960 г . для проведения испытаний были изготовле­ны два опытных образца танка «Объект 770». Танки прошли за­водские испытания в 1960 г ., но предъявить их на полигонные испытания не удалось, так как не были устранены опасные кру­тильные колебания в двигателе. Для ликвидации этого недос­татка был изменен порядок работы цилиндров, что вызвало конструктивную переработку дизеля и задержку выполнения ОКР. Дальнейшие работы по танку были прекращены Постано­влением СМ СССР от 17 февраля 1961 г .

Танк имел классическую схему общей компоновки с разоб­щенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и поперечным располо­жением дизеля в МТО. Рабочее место механика-водителя рас­полагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика размеща­лись в боевом отделении слева от пушки, заряжающего - спра­ва от нее. Забронированный объем танка составлял 12,71 м3 . Из указанного объема на отделение управления приходилось1,14 м3 , на боевое отделение - 7,49 м3 и на МТО - 4,08 м3 .

Танк был вооружен 130-мм нарезной пушкой М-65 с клино­вым затвором горизонтального перемещения, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и дульным тормозом. Длина ствола пушки была равна 7330 мм , давление пороховых газов 441 МПа (4500 кгс/см2), дульная энергия - 16,4 МДж (1665 тс-м). В комплекс вооружения также входили; двухплоскостной ста­билизатор оружия «Гроза», стереоскопический прицел-дально­мер ТПД-2С, ночной прицел ТПН1 и механизм заряжания. Уг­лы вертикальной наводки спаренной установки составляли от - 5 до +16,5°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. Скорость вращения башни из­менялась в пределах от 0,05 до 18 град./с.

Стрельба из пушки могла вестись бронебойными и осколоч­но-фугасными снарядами. Дальность прямого выстрела броне­бойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1230 м , ско­рострельность - 5-7 выстр./мин. Боекомплект к пушке состав­лял 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 18 находились в транспортере механизма заряжания. Бронебой­ный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с надальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм .

С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект к спа­ренному пулемету составлял 800 патронов.

Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка изготавливался цельнолитым, его лобовая броня не пробива­лась 122-мм бронебойным снарядом с дальности 200 м при кур­совых углах +60°. Броня верхней части носа корпуса имела пе­ременную толщину и углы наклона от вертикали соответствен­но от 85 до 138 мм и от 71 до 60°. Максимальная эквивалентная, то есть приведенная к вертикали, толщина броневой преграды составляла 276 мм , минимальная - 261 мм . Нижняя часть носа корпуса имела переменную толщину от 187 до 156 мм и углы наклона соответственно от 42 до 51°. Эквивалентная толщина броневой преграды составляла 250 мм .

Танк «Объект 770».

Боевая масса - 55 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 130 мм , пулемет - 14,5 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 736 кВт ( 1000 л.с.); максимальная скорость - 55 км/ч .

Танк «Объект 770»

Продольный разрез танка «Объект 770».

Верхний пояс броневой защиты борта корпуса имел толщи­ну брони 86 мм при угле наклона 67°, нижний пояс - 105 мм при вертикальном расположении брони. Эквивалентная толщина броневой преграды находилась в пределах 220- 105 мм . Кроме усовершенствования конструкции броневой защиты, изготов­ление корпуса из одной отливки позволяло на 15-20% умень­шить расход высококачественной стали, высвободить прокат­ные станы и прессовое оборудование, экономить расходы на электроэнергию и электроды.

Цельнолитая башня имела броню с переменной толщиной и углами наклона. Нижняя лобовая часть башни имела толщи­ну брони 260 ммпри угле наклона 30° от вертикали, средняя часть соответственно 184 мм и 50°, верхняя часть - 90 мм и 70°. Эквивалентная толщина брони лобовой части башни изменя­лась от 300 до 263 мм , борта башни - от 256 до 233 мм . Башня имела уширенную лобовую часть для установки базового опти­ческого прицела-дальномера и удлиненную корму для размеще­ния полуавтоматического электромеханического досылателямеханизма заряжания. Стык башни с корпусом был защищен. Масса броневой конструкции танка составляла 28,8 т или 52,9% от боевой массы танка. Танк был оснащен системами ПАЗ, ППО типа «Роса» и термодымовой аппаратурой.

В танке устанавливался двухрядный десятицилиндровый четырехтактный дизель ДТН-10 с турбонаддувом и жидкост­ной эжекционнойсистемой охлаждения. Двигатель развивал максимальную мощность 736 кВт ( 1000 л .с.). Он имел попереч­ное расположение в корпусе танка и был соединен с двухпоточ­ной гидромеханической трансмиссией. Это был один из первых танковых дизелей, в котором для наддува использовалась энер­гия отработавших газов. Он имел два коленчатых вала на роли­ковых подшипниках и по пять вертикально расположенных ци­линдров в каждом ряду. Коленчатые валы обоих рядов цилинд­ров через общий редуктор передавали мощность на выходной вал. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт ( 25 л .с.) или сжатым воздухом из двух пяти­литровых воздушных баллонов. Заправка воздушных баллонов производилась с помощью компрессора АК-150Н, имевшего привод от коробки передач. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях на танке устанавливался форсуночный подогреватель.

Узел подвески танка «Объект 770»

В системе воздухоочистки использовался один двухступен­чатый воздухоочиститель. Первая ступень воздухоочистителя была выполнена в виде батареи, состоявшей из 176 горизон­тально расположенных циклонов. Вторая ступень состояла из двух групп кассет, работавших параллельно. В каждой группе устанавливались последовательно три кассеты. Удаление пыли осуществлялось с помощью специального эжекционного уст­ройства.

Емкость двух внутренних топливных баков составляла 900 л , дополнительных наружных - 300 л . Запас хода по шоссе достигал 300 км .

Дизель ДТН-10 не выдержал испытаний из-за возникнове­ния крутильных колебаний в зоне рабочих частот вращения 2500 об./мин. В качестве резервного варианта для танка заво­дом № 77 в Барнауле был создан четырехтактный двенадцати­цилиндровый дизель УТД-42 с наддувом. Он развивал макси­мальную мощность 735 кВт ( 1000 л .с.).

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия имела массу 1800 кг и занимала объем 0,52 м3 . Двухреакторная комплексная гидропередача ГТК-П была установлена в дополнительном по­токе мощности. Планетарная коробка передач имела три пере­дачи переднего и одну передачу заднего хода. Первая замедлен­ная передача и передача заднего хода были механическими (без участия гидропередачи), поэтому при их включении обеспечи­вались торможение двигателем на крутых спусках и пуск двига­теля с буксира. Переключение двух высших передач было авто­матическим.

Передаточное число механической передачи соста­вляло 12,7, а гидромеханической - 2,8. Механизмы поворота - ПМП с двойным подводом мощности, бортовые редукторы - планетарные, однорядные. Остановочный тормоз был выпол­нен в виде одного центрального тормоза, когда одновременно включалось сразу несколько фрикционных устройств. Все фрикционные устройства трансмиссии работали в масле. Упра­вление поворотом танка производилось с помощью штурвала мотоциклетного типа. При нейтрали в коробке передач и пово­роте штурвала при работающем двигателе гусеницы вращались в противоположные стороны, поэтому был возможен неустой­чивый поворот на месте вокруг центра масс машины.

В ходовой части применялись нерегулируемая гидропневма­тическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусе­ниц, двухдисковые опорные катки большого диаметра с внут­ренней амортизацией и гусеницы с ОМШ и закрепленными пальцами в траках. Со стороны каждого борта устанавливалось в ряд по шесть опорных катков.

Танк «Объект 770» в техническом центре парка "Патриот"

Материал взят у Андрея вот здесь.

С уважением,
Опальный Стрелок

n

k3© «НЛО и Опальный Стрелок», 2004-2019. Все права защищены. На авторских материалах стоят соответствующие ссылки. Мы не претендуем на права, на использованные материалы, авторы которых нам не известны. Мы не несем ответственность за последствия использования представленных материалов.

Copyright © 2019. All Rights reserved.