Танк «Объект 770»
СССР
Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /
Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Танк «Объект 770» был создан в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под руководством главного конструктора завода П.П. Исакова на основании Постановления СМ СССР от 12 августа 1955 г . Для отработки узлов и агрегатов опытного танка в 1957 г . на заводе был переоборудован танк Т-10М с двигателем типа В-12, форсированным до мощности 735 кВт ( 1000 л .с.). На этом танке прошли испытания гидропневматическая подвеска, гидромеханическая трансмиссия, приводы управления, бортовые редукторы и гусеницы. В период с мая 1959 г . по октябрь 1960 г . для проведения испытаний были изготовлены два опытных образца танка «Объект 770». Танки прошли заводские испытания в 1960 г ., но предъявить их на полигонные испытания не удалось, так как не были устранены опасные крутильные колебания в двигателе. Для ликвидации этого недостатка был изменен порядок работы цилиндров, что вызвало конструктивную переработку дизеля и задержку выполнения ОКР. Дальнейшие работы по танку были прекращены Постановлением СМ СССР от 17 февраля 1961 г .
Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и поперечным расположением дизеля в МТО. Рабочее место механика-водителя располагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика размещались в боевом отделении слева от пушки, заряжающего - справа от нее. Забронированный объем танка составлял 12,71 м3 . Из указанного объема на отделение управления приходилось1,14 м3 , на боевое отделение - 7,49 м3 и на МТО - 4,08 м3 .
Танк был вооружен 130-мм нарезной пушкой М-65 с клиновым затвором горизонтального перемещения, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и дульным тормозом. Длина ствола пушки была равна 7330 мм , давление пороховых газов 441 МПа (4500 кгс/см2), дульная энергия - 16,4 МДж (1665 тс-м). В комплекс вооружения также входили; двухплоскостной стабилизатор оружия «Гроза», стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН1 и механизм заряжания. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от - 5 до +16,5°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. Скорость вращения башни изменялась в пределах от 0,05 до 18 град./с.
Стрельба из пушки могла вестись бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1230 м , скорострельность - 5-7 выстр./мин. Боекомплект к пушке составлял 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 18 находились в транспортере механизма заряжания. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с надальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм .
С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 800 патронов.
Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка изготавливался цельнолитым, его лобовая броня не пробивалась 122-мм бронебойным снарядом с дальности 200 м при курсовых углах +60°. Броня верхней части носа корпуса имела переменную толщину и углы наклона от вертикали соответственно от 85 до 138 мм и от 71 до 60°. Максимальная эквивалентная, то есть приведенная к вертикали, толщина броневой преграды составляла 276 мм , минимальная - 261 мм . Нижняя часть носа корпуса имела переменную толщину от 187 до 156 мм и углы наклона соответственно от 42 до 51°. Эквивалентная толщина броневой преграды составляла 250 мм .
Танк «Объект 770».
Боевая масса - 55 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 130 мм , пулемет - 14,5 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 736 кВт ( 1000 л.с.); максимальная скорость - 55 км/ч .
Танк «Объект 770»
Продольный разрез танка «Объект 770».
Верхний пояс броневой защиты борта корпуса имел толщину брони 86 мм при угле наклона 67°, нижний пояс - 105 мм при вертикальном расположении брони. Эквивалентная толщина броневой преграды находилась в пределах 220- 105 мм . Кроме усовершенствования конструкции броневой защиты, изготовление корпуса из одной отливки позволяло на 15-20% уменьшить расход высококачественной стали, высвободить прокатные станы и прессовое оборудование, экономить расходы на электроэнергию и электроды.
Цельнолитая башня имела броню с переменной толщиной и углами наклона. Нижняя лобовая часть башни имела толщину брони 260 ммпри угле наклона 30° от вертикали, средняя часть соответственно 184 мм и 50°, верхняя часть - 90 мм и 70°. Эквивалентная толщина брони лобовой части башни изменялась от 300 до 263 мм , борта башни - от 256 до 233 мм . Башня имела уширенную лобовую часть для установки базового оптического прицела-дальномера и удлиненную корму для размещения полуавтоматического электромеханического досылателямеханизма заряжания. Стык башни с корпусом был защищен. Масса броневой конструкции танка составляла 28,8 т или 52,9% от боевой массы танка. Танк был оснащен системами ПАЗ, ППО типа «Роса» и термодымовой аппаратурой.
В танке устанавливался двухрядный десятицилиндровый четырехтактный дизель ДТН-10 с турбонаддувом и жидкостной эжекционнойсистемой охлаждения. Двигатель развивал максимальную мощность 736 кВт ( 1000 л .с.). Он имел поперечное расположение в корпусе танка и был соединен с двухпоточной гидромеханической трансмиссией. Это был один из первых танковых дизелей, в котором для наддува использовалась энергия отработавших газов. Он имел два коленчатых вала на роликовых подшипниках и по пять вертикально расположенных цилиндров в каждом ряду. Коленчатые валы обоих рядов цилиндров через общий редуктор передавали мощность на выходной вал. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт ( 25 л .с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Заправка воздушных баллонов производилась с помощью компрессора АК-150Н, имевшего привод от коробки передач. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях на танке устанавливался форсуночный подогреватель.
Узел подвески танка «Объект 770»
В системе воздухоочистки использовался один двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень воздухоочистителя была выполнена в виде батареи, состоявшей из 176 горизонтально расположенных циклонов. Вторая ступень состояла из двух групп кассет, работавших параллельно. В каждой группе устанавливались последовательно три кассеты. Удаление пыли осуществлялось с помощью специального эжекционного устройства.
Емкость двух внутренних топливных баков составляла 900 л , дополнительных наружных - 300 л . Запас хода по шоссе достигал 300 км .
Дизель ДТН-10 не выдержал испытаний из-за возникновения крутильных колебаний в зоне рабочих частот вращения 2500 об./мин. В качестве резервного варианта для танка заводом № 77 в Барнауле был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель УТД-42 с наддувом. Он развивал максимальную мощность 735 кВт ( 1000 л .с.).
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия имела массу 1800 кг и занимала объем 0,52 м3 . Двухреакторная комплексная гидропередача ГТК-П была установлена в дополнительном потоке мощности. Планетарная коробка передач имела три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Первая замедленная передача и передача заднего хода были механическими (без участия гидропередачи), поэтому при их включении обеспечивались торможение двигателем на крутых спусках и пуск двигателя с буксира. Переключение двух высших передач было автоматическим.
Передаточное число механической передачи составляло 12,7, а гидромеханической - 2,8. Механизмы поворота - ПМП с двойным подводом мощности, бортовые редукторы - планетарные, однорядные. Остановочный тормоз был выполнен в виде одного центрального тормоза, когда одновременно включалось сразу несколько фрикционных устройств. Все фрикционные устройства трансмиссии работали в масле. Управление поворотом танка производилось с помощью штурвала мотоциклетного типа. При нейтрали в коробке передач и повороте штурвала при работающем двигателе гусеницы вращались в противоположные стороны, поэтому был возможен неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины.
В ходовой части применялись нерегулируемая гидропневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусениц, двухдисковые опорные катки большого диаметра с внутренней амортизацией и гусеницы с ОМШ и закрепленными пальцами в траках. Со стороны каждого борта устанавливалось в ряд по шесть опорных катков.
Танк «Объект 770» в техническом центре парка "Патриот"
Опальный Стрелок