Танк "Объект 167"
СССР

 

«Объект 167» Опытный средний танк  СССР На базе наработок по «Объекту 166» (в серии — Т-62) и ходовой части «Объекта 140» , в ОКБ-520 (позднее — УКБТМ ) УТЗ (г. Нижний Тагил) под руководством Главного конструктора Л.Н. Карцева к лету 1961 года было построено два образца среднего танка «Объект 167» .

Основными отличиями нового танка от «Объекта 166» являлись: многотопливный дизель В-26 мощностью 517 кВт (700 л. с.), оборудованным турбонаддувом; 6-катковая ходовая часть с 3-мя поддерживающими роликами (применительно к одному борту) и более мощными лопастными амортизаторами; алюминиевые, со стальными ребрами, диски опорных катков. Для увеличения скорости движения было изменено передаточное число бортовых передач и увеличен диаметр ведущих колес. Масса машины составила 36,7 т, скорость увеличилась до 64 км/ч. Остальные характеристики остались на уровне «Объекта 166» .

В 1962 году на одном из опытных танков «Объект 167» вместо дизеля впервые в мире был применен ГТД . Этот образец танка получил обозначение «Объект 167Т» . В связи с установкой ГТД принципиально изменилась силовая передача. Главный фрикцион отсутствует, а отсоединение двигателя от ведущих колес осуществляется за счет включения блокировочных фрикционов ПМП , смонтированных в одном блоке с КПП . Ходовая часть, вооружение, средства связи и вспомогательное оборудование не изменились. Комплекс испытаний, связанный с установкой нового двигателя, выявил, что расходные характеристики газовой турбины не шли ни в какое сравнение с аналогичными характеристиками дизельных двигателей того времени. Кроме того, отсутствовал опыт очистки воздуха на входе в турбину.

Начиная с 1957 года в связи с развитием ПТУР и изменением взглядов руководства на роль ракетного вооружения были развернуты работы по использованию управляемого оружия в танках. Главным направлением этих работ стало создание специализированных ракетных танков. Так, в 1961 году ВНИИ-100 под руководством В.С. Старовойтова и Л.Е. Сычева начало проработку установки КУВ «Тайфун» на шасси «Объект 167». В том же году в ОКБ-16 началась разработка ТУРС 9М15 (заводской индекс 301П). Систему управления в «Тайфуне» сделали ручной, передача команд производилась по радиолучу. Снаряд 9М15 оснащался кумулятивно-осколочной боевой частью (дальность стрельбы — 3000-4000 м, бронепробиваемость — до 600 мм). Боевое отделение танка предполагалось оснастить башней новой конструкции (такая же башня предполагалась для оснащения ракетных вариантов Т-55 и Т-62 , а так же одного из вариантов опытного ракетного танка «Объект 772» ), в которой находились ПУ балочного типа, 73-мм полуавтоматическая пушка 2А25 и 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ на турельной установке. Проектные проработки по установке КУВ «Тайфун» на «Объект 167» не вышли из стадии проекта и развития не получили.

КУВ «Тайфун» на об.167

Вспомогательным направлением «ракетизации», стало использование пехотных ПТУР (по тогдашней терминологии ПТУРС ) в качестве дополнительного вооружения танков. В 1963 году некоторое количество Т-54 , Т-55 , Т-62 , Т-10М и ПТ-76Б дополнительно оборудовали ПТРК 9К14 «Малютка», предназначенным для стрельбы по бронированным целям на расстоянии до 3000 м. В том числе, комплекс «Малютка» был установлен и на опытном танке «Объект 167» и включал в себя ПУ в виде трех направляющих, аппаратуру наведения и управления и реактивные снаряды. Установка смонтирована на кронштейнах кормовой части башни и защищена специальным кожухом. На направляющих размещены снаряды, еще один боекомплект находится внутри боевого отделения. Наведение ракет на цель проводилось с помощью штатного танкового прицела.

Танки «Объект 167» и «Объект 167Т» по снарядостойкости корпуса уступали «Объекту 166» , однако по ряду показателей превосходили его. Известно, что директор УТЗ И.В. Окунев серьезно готовился к производству именно «Объекта 167», как более совершенного танка, однако в июле 1961 года на заседании ВПК , которое проводил заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов, было принято окончательное решение о постановке на производство «Объекта 166» . В пользу этого решения, скорее всего, сыграла его почти полная унификация с массовыми танками Т-54 и Т-55 , что ускоряло освоение нового танка в производстве, облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках. Впоследствии, модернизированный двигатель В-26 (получивший индекс В-46) и шасси «Объекта 167» использовались при создании танка «Объект 172М» (в серии — Т-72 «Урал»).

 

 

С уважением,

Опальный стрелок

http://btvt.narod.ru/raznoe/110/110_2014.htm