Соревнования роботов в России

НЛО август 2013 г.

Описание: http://habrastorage.org/storage2/8ff/d34/ffa/8ffd34ffa0d8d51b4e3be81407efa5f5.jpg
Фотография команд участников Робокросс-2011

Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России»

Общероссийская программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» (http://russianrobotics.ru) разработана и реализуется Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в рамках Зворыкинского проекта с 2008 года совместно с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив. Цель программы – воспитание новых инженерных кадров для российской промышленности в масштабах страны, начиная со средней школы. Программа представляет собой систему обучающих и практических мероприятий в области робототехники. В ней принимают участие дети, подростки и молодежь в возрасте от 8 до 25 лет. В настоящее время участниками программы являются более 10 000 человек в 45 регионах России.

Генеральные партнеры: Группа ГАЗ и Еn+. Среди партнеров Программы: Минпромторг РФ, Роскосмос, Российские космические системы, Autodesk, National Instruments, FESTO, LEGO, Союз машиностроителей России, Pony Express, WAGO, ВГТРК, Журналы «Эксперт», «Популярная механика» и др.

 

Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» (www.volnoe-delo.ru) – одна из крупнейших российских благотворительных организаций, основанная российским промышленником и предпринимателем Олегом Дерипаска. Фонд поддерживает отечественное образование и науку, содействует сохранению культурно-исторического наследия России, возрождает и сохраняет духовные ценности, помогает здравоохранению и решает значимые социальные проблемы. За время деятельности фонда его благополучателями стали более 86 000 учеников, 4000 учителей, 8000 студентов вузов и техникумов, 4000 ученых, а также более 1100 учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, религиозных и иных организаций.

«Группа ГАЗ» (www.gazgroup.ru) – крупнейший производитель коммерческого транспорта в России. Выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Объединяет 13 предприятий в восьми регионах России. Является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов. Флагманский продукт компании – легкий коммерческий автомобиль нового поколения «ГАЗель NEXT». Основной акционер компании – машиностроительный холдинг «Русские машины», входящий в бизнес-группу «Базовый элемент». Штаб-квартира «Группы ГАЗ» расположена в Нижнем Новгороде. «Группа ГАЗ» является активным участником Всероссийской программы «Робототехника», направленной на поддержку инновационных технологий, подготовку квалифицированных кадров для предприятий, развитие научно-технического творчества среди молодежи.

Основное содержание Программы – общероссийская система инженерно-технических соревнований детей и молодежи в сфере высоких технологий, завершающихся Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным финалом для международных робототехнических состязаний FIRST, WRO, ABU ROBOCON, ELROB.

Ежегодный Всероссийский молодёжный робототехнический фестиваль  «РобоФес»т проводится с 2009 года.  С 2010 года в России проводятся соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс».

ABU ROBOCON

Это соревнования по робототехнике Азиатско-Тихоокеанского региона. Одни из самых больших робототехнических соревнований в мире проводятся уже с 2001 года. Ежегодно соревнования проходят в разных странах азиатского региона и в них принимают участие примерно 18 команд из стран Тихо-Азиатского региона: Бруней, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Япония, Казахстан, Малайзия, Монголия, Непал, Пакистан, Россия, Таиланд, Шри-Ланка, Вьетнам, Гонконг и другие.
В России партнёром ABU ROBOCON является Программа «Робототехника инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемая фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело».

17 - 18 августа 2013 года в г. Дананг, Вьетнам прошли 12-е ежегодные международные студенческие соревнования по робототехнике ABU Robocon 2013.

В этом году Россию представляла команда Донского государственного технического университета, победившая в российском национальном отборе. Студенты из Ростова по жеребьёвке оказалась в группе с командами Южной Кореи и Непала, в которой уверено стали победителями и вышли в финальную часть соревнований. В следующем круге, наши студенты уступили команде хозяев из Вьетнама, ставшей  в дальнейшем финалистом соревнований.

Описание: http://www.russianrobotics.ru/netcat_files/userfiles/ABU2.jpg

 

Европейские испытания наземных роботов (ELROB - EURATHLON).

Существует два вида Европейских испытаний наземных роботов (ELROB):

- C-ELROB – испытания роботов, предназначенных для гражданских целей;

- M-ELROB – испытания роботов, предназначенных для военных целей. Данное мероприятие является не соревнованием, а ИСПЫТАНИЕМ!

Важнейшей целью ELROB является развитие робототехнических систем, которые могут найти практическое применение в краткосрочной перспективе.

Испытания ELROB призваны дать оценку современному уровню развития технологий для решения конкретных текущих проблем.

Испытания ELROB должны создать дополнительные возможности для объединения интересов и усилий пользователей, исследователей и представителей промышленности в сфере производства робототехники. Таким образом, проведение ELROB нацелено на развитие плодотворного сотрудничества между всеми участниками процесса внедрения инноваций.

По результатам соревнований «РобоФест-2011» команда победитель «Red Eyes» (КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени В.А. Дегтярева)  получила права участвовать в европейских соревнованиях беспилотных автомобилей M-ELROB 2012, которые прошли осенью в Швейцарии. Впервые Россия приняла участие в таких крупных соревнованиях беспилотных автомобилей-роботов.

10 Teaminformation Red Eyes

Picture of vehicle:

Name of vehicle: Vortex-K

Vortex-K

10.1.1 Basic data about vehicle

Height: 2500 cm (Total height from ground to top, including

antennas etc.)

Height: 1800 cm (Total height from ground to top of the vehicle)

Width: 150 cm

Length: 180 cm

Weight: 400 Kg (Including all accessories)

Ground clearance: 20 cm

Average noise level: 120 dB(A) (approx.)

Climbing performance: 45 degree

Wheel or track driven: wheel

Propulsion: fuel (Examples: batteries, fuel, solar, nuclear etc.)

Endurance: 6 hrs

Max. speed: 25 Km/h

Payload: 250 Kg

10.1.2 Communication equipment

Type: WLAN 802.11g/n

Frequency: 2400 MHz

Possible frequency

range:

from 2400 to 3000

Power: 10.000 mWatts

Modulation: OFDM

Number of channels: 16

Page 84 of 122

10.1.3 Sensors equipment

Laser: 2 x Sick Laser LMS 200

Vision: -

GPS: Trimble HDS0815 DGPS using 3x diversity antennas.

Average accuracy 0,45cm.

Radar: -

Inertial measurement

unit:

Crossbow Getit DH7

10.1.4 Computing equipment on vehicle

Number of computers: 2

Number of CPUs: 3

Type of CPU: Intel P III 1GHz and AMD Opteron 4GHz

Operating system(s): Windows XP (Example: Linux, Windows XP etc.)

10.1.5 Basic data about control station

Number of operators

(mandatory/optional):

3/12

Number of computers: 2

Number of CPUs: 3

Type of CPU: Intel P III 1GHz and AMD Opteron 4GHz

Operating system: Windows XP (Example: Linux, Windows XP etc.)

Space needed for

control station:

300x400x250cm LWH (Example: Container, laptop etc.)

Weight of control

station:

-

Power source needed: 230 Volts with 1600 Watts

Фото с ELROB 2012: http://www.flickr.com/photos/europeanrobotics/sets/72157631696857006/

 

 

Полевые испытания автомобилей-роботов «РобоКросс»

 «РобоКросс» – это соревнования мобильных систем транспортировки и мониторинга, использующих современные космические технологии. Полевые испытания автомобилей-роботов «РобоКросс» проходят в России с 2010 года. Первые соревнования состоялись на Селигере (Тверская область), где два года подряд победу одерживала команда Red Eyes Ковровской государственной технологической академии. В прошлом году победителями соревнований под Волоколамском стали студенты профильного учебного заведения «Группы ГАЗ» - Нижегородского автомеханического техникума. С 23 по 27 сентября команда НАМТ примет участие в соревнованиях ElRob-2013, которые пройдут в г. Берхтесгаден (ФРГ). Количество участников «РобоКросса» постоянно растет: от 6 команд в 2010 году до 9 команд в 2013-м.

Описание: http://habrastorage.org/storage2/c9a/8d7/f3f/c9a8d7f3fd74c3284060a9fdce0dcb78.jpg

Транспортное средство, построенное с применением электрических велоколес и системы технического зрения.

Робокросс-2010.
По результатам проведения Робофест-2010 командам участникам было подарено 6 автомобилей «Газель-бизнеес» для их переоборудования в беспилотные транспортные средства и вручено приглашение на Робокросс. Соревнования состоялись (впервые в России) 18 июля 2010 года на молодежном инновационном форуме «Селигер 2010. Команды-участники представляли такие ВУЗы как:
• Московский автодорожный институт,
• Ковровскую государственную технологическую академию,
• Саратовский государственный технический университет,
• Рязанский государственный радиотехнический университет,
• Нижегородский автомеханический техникум,
• Нижегородский государственный университет им. Лобачевского.
Один их спонсоров («Техновижн») так же представил для участия свою Газель.

Согласно правилам, автомобили должны были автономно (без участия оператора) выполнить 3 задания:
• проехать по прямой от точки до точки — задание являлось квалификационным заездом
• проехать по п-образной траектории – примерно 100 на 30 метров
• проехать по сложной кривой общей протяженностью около 400м.


Трасса задавалась дорожными конусами, расставленными на трассе. Команды-участники могли заранее пройти трассу и снять координаты узловых точек для своих автомобилей – основной системой навигации являлась ГЛОНАСС/GPS (обязательное условие соревнований) —
Геос-1М. Еще одним обязательным условием было наличие системы экстренной остановки (подобно системе E-STOP).

Места распределились следующим образом:
1.
Red Eyes (Ковровская государственная технологическая академия), капитаном которой я и являюсь.
2. НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум)
3. Аврора (Рязанский государственный радиотехнический университет)

Не обошлось, конечно, и без небольших происшествий – во время настройки и пробных заездов сбили небольшую елочку и деревянный транспарант.

Робокросс-2011.
Соревнования снова проходили на берегу озера Селигер. На этот раз правила усложнились.
Задания включали в себя не только автономный вариант движения транспортного средства, но и ручной:
• Движение в автономном режиме по прямой и остановка – квалификация.
• Движение в ручном режиме управления – «разведка». Необходимо было приехать в точку с заданными географическими координатами (координаты выдавались за полчаса перед заездом). В этой точке находился предмет, который необходимо было опознать, и передать его изображение.
• Движение в автономном режиме по кривой (так же задаваемой координатами узловых точек), общей протяженностью 500м – «транспортировка».

На трассе находились препятствия, ширина коридора в самых узких местах составляла около 3м (при средней погрешности ГЛОНАСС/GPS приемника в 10м). Движение от точки до точки проходило по произвольной траектории с учетом обьезда препятствий. Оценивались точность и время прохождения трассы. Обнаружение и обьезд препятствий был выполнен у всех по разному — кто-то использовал лазерный сканер (sick) и строил карту местности, кто-то использовал УЗ дальномер (работающий по приницпу: вижу препятствие, начинаю поворачивать до тех пор, пока препятствие не выйдет из зоны движения).
Требования к системам навигации и экстренной остановки не изменились.

На этот раз кроме Газелей участие принимали самодельные транспортные средства и легковые автомобили. Квалификацию смогли пройти 7 транспортных средств.



Описание: http://habrastorage.org/storage2/49b/75f/28d/49b75f28d677eee1c37d82bb993ef9e1.jpg
Команда Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники. К сожалению их автомобиль потерял управление и врезавшись в препятствие выбыл из гонки.

Призовые места совпали с прошлогодними:
1. Red Eyes (Ковровская государственная технологическая академия)
2. НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум)
3. Аврора (Рязанский государственный радиотехнический университет)

Описание: http://habrastorage.org/storage2/a44/38c/6c8/a4438c6c80117728cd39b5dfe6af6dd1.jpg
Команда-победитель Red Eyes

 

 

 

Робокросс-2012.

18-20 июля 2012 г. в Московской области под Волоколамском прошли третьи соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс-2012», которые проводятся в рамках программы Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» при поддержке Генерального партнера – ГРУППЫ ГАЗ.

Всего на участие в соревновании подали заявки 10 команд, зарегистрировались на месте проведения соревнований 6 команд: «RED EYES»  (г. Ковров), «MobRob» (Саратов), «АВРОРА»  (г. Рязань), «ВОЛГА» (г. Нижний Новгород), «НАМТ» (г. Нижний Новгород), «ФАУСТ»  (г. Москва).

В рамках соревнований командам-участницам предлагалось создать транспортное средство, которое в автономном или телеуправляемом режиме будет способно пройти маршрут, посетив указанные в задании точки. При этом транспортное средство должно  провести видео- или фоторазведку местности и передать эту информацию оператору.

По результатам соревнований, третье место досталось команде ВОЛГА из Нижнего Новгорода, второе – команде RED EYES (г. Ковров), а почетное право представлять Россию на европейских соревнованиях ELROB-2013 получила нижегородская команда НАМТ, обошедшая своих земляков на две позиции.
 
Помимо права представлять Россию на ELROB -2013 победитель получили призы с символикой 80-летия ГАЗа.  

Еще один партнер Программы – компания National Instruments учредила специальную номинацию «Лучшее техническое решение». Первое место в этой номинации заняла команда «MobRob», второе – «ВОЛГА», третье – «АВРОРА».

 

РобоКросс-2013

С 17 по 20 июля 2013 года в Нижнем Новгороде на полигоне Автозавода ГАЗ, «Берёзовая пойма» прошли четвёртые Ежегодные полевые испытания «РобоКросс-2013».

Описание: http://www.ryazan-v.ru/images/sections/21382_1374484858.jpg

В «РобоКроссе-2013» приняли участие девять студенческих команд из Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Коврова, Саратова и Уфы. На старт вышли молодежные команды российских учебных заведений: Red Eyes (Ковровская государственная технологическая академия), MobRob (Саратовский государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина), «Аврора» (Рязанский государственный радиотехнический университет), «Волга» (Нижегородский государственный университет им. Лобачевского), НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум) и другие. Большинство из них неоднократно принимали участие в «РобоКроссе» на автомобилях «ГАЗель», подаренных Горьковским автозаводом «Группы ГАЗ» самым активным участникам программы «Робототехника».

Студенческие команды при технической и консультационной поддержке инженеров-конструкторов «Группы ГАЗ» и ресурсного центра программы «Робототехника» подготовили автомобили «ГАЗель» к участию в соревнованиях, оборудовав машины системой автоматического вождения. К участникам соревнований на «ГАЗелях» присоединились молодежные команды, оснащенные транспортными средствами, созданными на базе легковых автомобилей и квадроциклов, а также с собственными конструкциями.

Задание «Мул» призвано смоделировать реальную ситуацию, в которой возникает необходимость вернуть транспортное средство (ТС) в том числе и с грузом, в точку, где было начато движение, в автономном режиме (без оператора или водителя).


Суть задания: транспортное средство (ТС) начинает движение из точки Старта и в автономном режиме следует за визуальной меткой, выданной перед соревнованиями (например, красный круг), на расстоянии около 300 – 400 м. Метка переносится одним из членов команды с соблюдением техники безопасности.

Скорость движения за меткой не более 10 км/ч.

В точке Финиша ТС останавливается. ТС может останавливаться как по удалённому сигналу, так и путём активации кнопки, вынесенной на внешний контур ТС. В точке Финиша в транспортное средство может быть помещён груз, вес груза 5 – 50 кг.

По готовности ТС к движению, кто либо из членов команды активирует ТС, и оно возвращается из точки Финиша в точку Старта в автономном режиме. Скорость движения не более 10 км/ч.

При возвращении ТС на пути его следования могут быть размещены препятствия, не превышающие по ширине 1/3 часть дороги.

Начисление баллов производится за время прохождения, факт перевозки груза.

Победу в соревнованиях автомобилей-роботов одержала команда «Аврора» Рязанского государственного радиотехнического университета, второе место заняла  команда НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум), третье – команда MobRob (Саратовский государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина).

Описание: http://i1.r24.me/NWmnoLVAcxbT-r600x0.jpg

На церемонии награждения команда «Аврора» получила сертификат на участие в Европейских испытаниях роботов ElRob (European Land-Robot Trial) осенью 2014 года, командам НАМТ и MobRob были вручены призы от «Группы ГАЗ».

Кино: http://www.youtube.com/watch?v=UgPEb3Gaa-E

Вернуться в раздел Роботы на asu100.ru