Американский беспилотник впервые посадили на авианосец

 

 

Событие, которое его участники оценивают, как историческое, произошло на борту авианосца George HW Bush в Атлантическом океане, неподалеку от побережья Вирджинии. На его палубу сел беспилотный летательный аппарат X-47B, который взлетел с базы Патаксент-Ривер в Мэриленде.

При посадке беспилотник использовал аэрофинишер. Ранее беспилотные аппараты совершали посадку только на суше. Посадка на авианосец, который находится в постоянном движении при необходимости совершать маневры в условиях постоянной турбулентности воздуха, считается значительно более сложной.

«Ваши внуки и правнуки будут читать об этом историческом событии в своих учебниках по истории», – отметил контр-адмирал Мэт Уинтер, руководивший программой беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США.

Как и у традиционных самолетов, пилотируемых людьми, посадка беспилотников может быть отменена в последнюю минуту из-за тяжелых условий или высокого риска. В мае беспилотный летательный аппарат X-47B совершил девять маневров захода на посадку, однако посадка на авианосец состоялась только в июле.

X-47B никогда не будет введен в оперативное использование (исследовательский прототип), но он поможет развивать технологии будущих беспилотников. Вероятно, они начнут работать в ВМС США с 2020 года. Уже в следующем году четыре компании начнут борьбу за контракт с Военно-Морскими силами США на проектирование беспилотных самолетов.

Стоимость двух прототипов X-47B, которые изготовила корпорация Northrop Grumman, составила 1,4 миллиарда долларов.

Источник

X-47B морской, беспилотный, многофункциональный самолет

Демонстратор Первая посадка – июль 2013

Описание: Американский беспилотник впервые посадили на авианосец

Первый взлет с авианосца. Новости, май 2013

 

Разработка X-47 начиналась как проект управления перспективных исследований Министерства обороны США J-UCAS, а сейчас представляет собой часть программы UCAS-D военно-морского флота США. Эта программа направлена на создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца.

В отличие от модели Boeing X-45, разработка X-47 Pegasus финансировалась компанией Northrop Grumman. Начальная модель получила маркировку X-47A, а последовавшая за ней версия для военно-морских сил — X-47B.

ВМС США подписал контракт с Northrop Grumman на разработку военно-морского БПЛА «X-47A Pegasus» в начале 2001 г.

X-47 Pegasus — демонстрационная модель беспилотного боевого летательного аппарата, производства компании Northrop Grumman. Демонстрационный макет Pegasus выглядел как чёрный наконечник стрелы без какого-либо вертикального хвостового стабилизатора. Передний край крыла имеет угол стреловидности 55 градусов, а задний — 35 градусов. Макет имеет выдвигающееся трехопорное шасси, с одним колесом впереди и двойным основным шасси сзади. Также он оборудован шестью управляющими плоскостями, включая два элевона и четыре «инлейда».

Первая рабочая модель X-47A была построена компанией Барта Рутана «Scaled Composites» в Центре гражданских аэрокосмических исследований в Мохаве. Презентация состоялась в июле 2001 года, а первый полет успешно совершен в феврале 2003. Программа была закрыта 13 января 2006 в рамках отчета армии США за четыре года.

Первый полет X-47B Pegasus совершил 4 февраля 2011 года. По сообщению ВМС США, аппарат поднялся в воздух с базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния 4 февраля около 14:00 по местному времени. В ходе первого полета, продолжавшегося 29 минут, новый палубный беспилотник поднялся на высоту в 5 тысяч футов (около 1,5 километра) с выпущенными шасси. Испытания прошли успешно, маневры, совершенные X-47B Pegasus в ходе первого полета, "соответствовали стандартам".

 

Летно-технические характеристики БЛА X-47A Pegasus
Длина: 5.95 м
Размах крыла: 5.94 м
Высота: 1.86 м
Вес пустого: 1740 кг
Нормальный взлётный вес: 2,212 кг
Максимальный взлетный вес: 2,678 кг
Двигатель: 1 Pratt & Whitney JT15D-5C турбовентиляторный, 1,447 кг (14.2 кН)
Максимальная скорость: «высокая дозвуковая»
Крейсерская скорость: «высокая дозвуковая»
Дальность: 2,778+ км
Практический потолок: 12,192+ м
Тяговооружённость: 0.65

Летно-технические характеристики БЛА X-47B Pegasus
Длина: 11,63 м
Размах: 18,92 м
Высота: 3.10 м
Вес пустого самолета: 6,350 кг
Максимальный взлетный вес: 20,215 кг
Вес полезной нагрузки 2000 кг
Двигатель: 1 Pratt & Whitney F100-220 турбовентиляторный
Тяга: 8,074 кг (79.1 кН)
Максимальная скорость: «высокая дозвуковая»
Крейсерская скорость: 0.45 Маха
Дальность: 3,889+ км
Практический потолок: 12,190 м
Вооружение: 2 x JDAM (905 кг каждая);
Датчики: EO/IR/SAR/GMTI/ESM/IO


14 мая 2013 года беспилотник X-47B впервые совершил взлет с палубы авианосца «Джордж Буш».
10 июля 2013 года прототип беспилотного демонстратора технологий Х-47В дважды выполнил посадку на палубу атомного авианосца ВМС США USS George HW Bush (CVN-77) «Джордж Буш», но неисправность одного из трех бортовых компьютеров предотвратила третью запланированную посадку, сообщает flightglobal.com 11 июля. После вмешательства оператора беспилотник был направлен базу Уоллопс-Филд (Вирджиния), где будут проведены работы по выявлению причины неисправности.
«На борту Х-47В имеется три бортовых навигационных компьютера, сопряженных со спутниковой системой навигации GPS. Мы увидели, что в одном компьютере произошел сбой, и решили, что БЛА в достаточной степени выполнил программу посадок, и не стали выполнять третью посадку», сообщил руководитель программы БЛА ВМС США Джейми Энгдаль (Jaime Engdahl).
Аппарат делает подходы к авианосцу самостоятельно, без вмешательства человека. Х-47В способен выполнить посадку даже с одним исправным компьютером, но кодировка программного обеспечения сделана таким образом, что при сбое работы одного из трех компьютеров выполнение посадки на палубу аннулируется.
«С точки зрения масштаба неисправности это небольшая проблема, но мы при сбое работы одного компьютера прерываем выполнение посадки, чтобы добиться абсолютной надежности работы навигационной системы и получить полностью функциональный беспилотник», говорит руководитель программы Х-47В компании Northrop Grumman Карл Джонсон (Carl Johnson).
В настоящее время имеются два летных прототипа Х-47В. На этих испытаниях использовался аппарат с б/н 502. Другой БЛА с б/н 501, вероятно, будет использоваться для следующей серии испытаний 15 июля. Если все пойдет хорошо, испытательная программа Х-47В завершится и беспилотники будут законсервированы.

15 июля 2013 года ВМС США и американская компания Northrop Grumman провели новое испытание беспилотного летательного аппарата X-47B UCAS-D посадкой на палубу авианосца «Джордж Буш». Как сообщает Jane's, это испытание завершилось неудачей. По данным ВМС США, при заходе на посадку возникли «незначительные неполадки в измерительном оборудовании». Во время испытаний беспилотник X-47B, получивший обозначение Salty Dog 501, взлетел с аэродрома на базе ВМС США Патаксент-Ривер. При заходе на посадку аппарат обнаружил неполадку и автоматически вернулся на базу Патаксент-Ривер.

Далее пилотируемый самолет Learjet (семейство реактивных самолетов легкого класса, используемых в качестве испытательных платформ – прим. «ВП»), оснащенный программным обеспечением Х-47В, в 2014 году проведет испытания по автономной дозаправке в воздухе, имитируя действия беспилотника.
Уроки, извлеченные из демонстрационной программы Х-47В, будут учтены при разработке перспективного разведывательно-ударного палубного беспилотника UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), который поступит на вооружение авианосцев. Для выполнения проектных работ выбраны четыре компании - Northrop, Lockheed Martin, Boeing и General Atomics Aeronautical Systems.


26.11.2013
ВМС США 9-19 ноября 2013 года провели расширенные испытания палубного беспилотного летательного аппарата ─ демонстратора технологий X-47B UCAS-D, сообщает Defense News.
Проверки проводились на палубе авианосца "Теодор Рузвельт". Впервые в программе испытаний X-47B на палубе авианосца испытания проходили одновременно два аппарата: один выполнял взлет и посадку на корабль, а второй ─ совершал полеты между "Теодором Рузвельтом" и береговой базой.
В целом, за 11 дней испытаний беспилотники прошли проверку на управляемость и возможность маневрирования на палубе авианосца, а также выполнили посадки на корабль при сильном ветре. Кроме того, военные совместно с компанией Northrop Grumman, создавшей X-47B, испытали автоматическую систему посадки беспилотника на палубу, использующую, помимо прочего, и навигационные данные GPS.
Lenta.ru

X-47B  включен в Объединенную дорожную карту беспилотных систем до 2034 г. (FY2009-2034 Unmanned Systems Integrated Roadmap) в качестве программы «Беспилотных боевых самолетных систем - носитель демонстратор» (Unmanned Combat Aircraft System - Carrier Demonstration (UCAS-D):

Приложение A.1.30 Unmanned Combat Aircraft System - Carrier Demonstration (UCAS-D)

Заказчик: ВМС

Разработчик: Northrop Grumman Corporation (X-47B)

Состояние: 2 X-47B Planned Status: NPOR

Northrop Grumman X-47B Demonstrator

Справочно: Программа возникла как разработка прототипа для использования в ВВС США USAF (Boeing) и USN (Northrop Grumman). Обе демонстрационные программы были объединены в совместную программу (Joint Unmanned Combat Aircraft System [J-UCAS]) под управлением Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) в 2004 финансовом году и впоследствии переданы в ВВС США в 2006 финансовом году. Выводы PDM III и Четырехлетнего военного обзора - Quadrennial Defense Review (QDR),  привело к тому, что J-UCAS программа управления и технологий перешла к ВМФ как демонстрационная программы UCAS и была реструктурирована в программу UCAS-носитель демонстрации (UCAS-D). Northrop Grumman был награжден контрактом UCAS-D в августе 2007 года. UCAS-D не будет включать в себя любые целевые системы и датчики. Первый рейс запланирован на 2010 год, с ходовыми испытаниями в следующем 2011 г., а первая попытка посадки на морской носитель в 2012 году (так в Дорожной карте).

Характеристики:

 

X47B

 

X47B

Длина

38 ft

Размах Крыла

62 ft

Вес брутто

46,000 lb

Грузоподъемность

4500 lb

Емкость топливного бака

17,000 lb

Тип Топлива

JP-8

Двигатель

F100-PW-220U

Мощность (SLS)

7600 lb

Data Link(s)

Link 16

Частота

Ku, Ka

Исполнение:

Продолжительность полета

9 hr

Максимальная/Крейсерская скорость

460/TBD kt

Потолок

40,000 ft

Радиус полета

1600 nm

Взлет

ВПП/носитель

Посадка

ВПП/носитель

Системы

ESM,

SAR/MTI, EO/IR

Модели систем

ALR-69

Условное оружие

GBU-31

Small-diameter bomb

TBD

Вернуться на SA100