Основной танк Leclerc
Франция

Французское танкостроение послевоенных лет нельзя отнести к числу мировых лидеров. Хотя бронетехника производилась французскими фирмами во внушительных масштабах и находилась на вооружении многих стран мира, в том числе европейских (особенно популярны были их колесные бронемашины), но танки Франции оставались в тени более приметных "Леопардов" и "Чифтенов". Положение изменилось к концу восьмидесятых годов, когда французы оказались в центре всеобщего внимания. Объектом, заставившим не только говорить о себе, но и изменившим взгляды на облик современного основного боевого танка, стал "Леклерк".

Начиная с 1978 г., конструкторы Франции и ФРГ совместно прорабатывали программы "Наполеон-1" и Kpz-3 (Kampfpanzer - боевой танк). Помимо чисто технического сотрудничества, в это время страны предприняли ряд шагов и в расширении военных контактов, следствием чего стало создание франко-германской бронетанковой бригады. Технические проблемы преодолеть оказалось гораздо труднее из-за множества разногласий - в их числе было и определение предельной массы танка - не более 54 т с французской стороны, против чего возражали немцы, имевшие свой взгляд на защищенность машины и пути её обеспечения. В итоге Франция, и без того задержавшаяся с принятием танка третьего поколения (производство прежней основной машины АМХ-30 затянулось до 1977 г.), с 1982 г. самостоятельно продолжила разработку нового танка ЕРС (Engin Principal de Combat), который должен был существенно превзойти современные ему "Леопард-2", "Абрамс" и "Челленджер". Форсируя работы, инженеры государственного оружейного концерна GIAT сделали ставку на наиболее передовые решения, многие из которых воплощались в конструкции впервые, включая и широкое внедрение достижений электроники. Окончательное решение было принято в начале 1986 г., а сам перспективный танк получил название "Леклерк" в честь командира 2-й танковой дивизии Франции, в июле 1944 г. освобождавшей Париж.

Сложные узлы и агрегаты были испытаны на стендах и экспериментальных машинах. В их числе были варианты подвески (торсионная и два типа гидропневматической), блок силовой установки, гусеницы с траками из стали и легких сплавов, система управления огнем, в составе которой проверялись и тепловизоры фирм TRT и SAT. К концу 1986 г. было собрано шесть первых опытных образцов, один из которых управление вооружений Сухопутных войск Франции предъявило 10 января 1987 г. высшему руководству. Машина, представленная как "функциональный образец", была еще далека от заданного уровня и несла часть оборудования в виде экспериментальных моделей. Первые прототипы сохраняли известное сходство с немецким собратом, - танком "Леопард-2" (особенно башней), - однако под броней скрывались принципиально новые решения, в большинстве лишь предполагавшиеся к внедрению на западных бронемашинах. Следуя французской военной доктрине, армия хотела иметь быстроходный танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее влияние на конструкцию в целом. Рассматривалось несколько вариантов компоновки, в том числе - безбашенный танк с экипажем в корпусе и выносной установкой вооружения сверху на лафете.

Победил все же здоровый консерватизм, и приоритет получила традиционная классическая компоновка, сочетавшая лучшую технологичность, удобство в эксплуатации и возможность обеспечить лучшую защищенность. "Обжатие" силуэта танка вокруг боевого отделения и компактного мотоотсека позволило снизить забронированный объем до 17,5 м.куб против 21 у "Абрамса" и 19,4 у "Леопарда-2А4", а уязвимую площадь лобовой проекции до 1,6 м.кв против 2,7 и 2,1 м.кв у американской и немецкой машин. По корпусу "Леклерк" оказался на 1 м короче "Леопарда" и на 2 м- английского "Челленджера", а высота по крыше башни французского танка составила лишь 2,3 м. В ходе испытаний и подготовки к серийному производству изменения претерпела как конструкция танка, так и комплекс его оборудования. Защиту башни усилили навеской разнесенного бронирования, придавшей ей характерные плавные обводы, дымовые мортиры заменили многоцелевой гранатометной установкой, от торсионной подвески на первой паре прототипов отказались в пользу индивидуальной гидропневматической, обеспечивающей плавность хода, необходимую для "нежной" электроники. Переход на новую подвеску высвободил внутренние объемы, позволив разместить в передней боеукладке 18 выстрелов вместо прежних 12. Из соображений экономии два лазерных дальномера, сопряженных с прицелами командира и наводчика, заменили единым с выводом на оба канала.

Электронно-оптический командирский прицел HL15 сменил HL70, был также усовершенствован тепловизор "Атос", который стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду, в то время как ночные прицелы предыдущего поколения обеспечивали наведение лишь на дистанциях 1500-2000 м. При доводке "Леклерка" прототипы прошли 39 000 км и выполнили 1800 стрельб. Внутри "Леклерка" Сложившийся облик танка характеризовался плотной компоновкой, высокой удельной мощностью и насыщенностью электроникой, управляющей основными системами машины. Передовые технологии вводились не ради них самих или как дань моде, а в продуманном комплексе, имевшем целью повышение эффективности танка в бою.

Плотности компоновки способствовала установка автомата заряжания пушки, впервые использованного на западных основных танках. Автомат заряжания с транспортером ленточного типа был приспособлен для установки не в корпусе, а в башне; 22 унитарных выстрела размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося в корме башни поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта пушка автоматически становится на угол заряжания -1,8°, а конвейер подает к окну ячейку с соответствующим снарядом и сгораемой гильзой. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту, что дает эффективную скорострельность 10-12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки - вращающегося барабана на 18 выстрелов, стоящего в корпусе справа от механика-водителя.

Отсек пушки и автомата заряжания "Леклерка" отделен от рабочих мест командира и наводчика герметическими стенками, что повышает безопасность и живучесть (по мнению создателей, изолированное размещение боекомплекта гарантирует спасение экипажа даже при внутреннем взрыве боеприпасов). Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка "гуляет" по башне. Управление башенными приводами ведется при помощи электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных, по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются и пожарной безопасностью, 19-тонная башня "Леклерка" весьма подвижна: 30-киловаттный электропривод обеспечивает ее полный разворот за 5 с, причем для обеспечения разгона с места подключаются специальные аккумуляторы-разрядники. Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты танка, но и использовать полученный выигрыш для повышения его защищенности: "француз", оказавшийся почти на 10т легче М1А2 (54,6 т, по сравнению с 63 т), несет на 5-6 т больше брони, чем его современники. Основным новшеством в защите стала модульная конструкция брони, навешиваемой на несущий коробчатый каркас.

Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой. Лобовая броня танка образована наружным листом из снарядостойкой стали, затем листом стали высокой твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта танка, помимо противокумулятивных экранов, несут в передней части стальные короба шириной 200 мм, набранные из пустотелых секций на шарнирах. Этой разнесенной бронировкой укрыты передние пары катков, ленивцы и рабочее место механика-водителя. Подобную же защиту имеет башня, причем из-за непривычной формы многогранные экраны на ней одно время принимались за ту самую "модульную бронировку". В целом создатели танка оценивают его защищенность от огня спереди как вдвое лучшую, чем у других западных машин. Воздерживаясь от конкретных данных, французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829У2 - 650...700-мм; от ПТУР"Тоу-2А"- 1100... 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств - 500..600-мм. Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.

Стремление опередить конкурентов в полной мере можно отнести и к вооружению "Леклерка". Мощная 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 имеет длину ствола 6,20 м (52 калибра), что на 1 м превышает длину американской М256 и германской Rh 44 со стволами в 44 калибра. Боеприпасы "Леклерка", "Абрамса" и "Леопарда-2" взаимозаменяемы, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя соперников. Для стрельбы в движении пушка стабилизирована в двух плоскостях. Эжектора она не имеет, а продувка ствола для охлаждения и удаления пороховых газов после выстрела производится сжатым воздухом от собственного компрессора. Полную замену орудия, ресурс которого равен 400 выстрелам, можно произвести менее, чем за час, без снятия башни. В целом пушка "Леклерка", обладающая превосходной баллистикой при меньшем весе, оценивается как самая мощная из сегодняшних танковых артсистем Запада, однако устройство башни позволяет в перспективе перейти на более мощный калибр 140 мм.

С пушкой спарен 12,7-мм пулемет с боекомплектом 800 патронов, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет, калибра 7,62 мм, монтируется на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может использоваться для самообороны как ручной. В корме башни смонтирована гранатометная установка "Галикс 13", включающая два блока по бортам на девять 80-мм мортир. Комплект гранат составляет четыре дымовых заряда, создающих в 30-50 м завесу в видимом и ИК-диапазоне, двух тепловых ловушек, выстреливаемых вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и трех противопехотных гранат весом по 5 кг, каждая из которых при разрыве дает по сотне осколков в радиусе 15-30 м вокруг танка. Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка определяются его энерговооруженностью. Удовлетворительными для современного танка считаются показатели не менее 25-27 л.с./т, что для 54-тонной машины требовало выхода на 1500-сильный уровень.

Фирмой "Юни Дизель" был специально разработан высокофорсированный многотопливный турбодизель жидкостного охлаждения V-8X 1500 с системой наддува "Гипербар" - своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Благодаря наддуву воздуха от турбокомпрессора с высокой степенью сжатия, равной 7,85, восьмицилиндровый мотор при собственной массе 1650 кг и рабочем объеме всего 16,48 л обладает мощностью 91 л.с./л, в то время как с литра рабочего объема лучших советских танковых моторов 6ТД-2 "снималось" 72 л.с., а германских двенадцатицилиндровых дизелей -40-50 л.с. Развивая вдвое большую мощность, чем французские двигатели предыдущего поколения на АМХ-30, двигатель V-8X 1500 сохранил те же габариты, причем много меньшие, чем соответствующие размеры мотора "Леопарда". Турбокомпрессор ТМ-307В может использоваться независимо от основного двигателя как автономный 12-сильный источник энергии или стартер для запуска дизеля. Комбинированная силовая установка позволила "Леклерку" опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч). Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу) оказался достаточно высоким - 231 г/кВт.ч, что обусловило потребность в повышенном запасе горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных бочках.

Агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, включающие автоматическую гидромеханическую трансмиссию ESM500 с пятью передачами вперед и двумя назад, механизмы поворота, тормоза и систему охлаждения, смонтированы в едином силовом блоке с двигателем. Его удачная компоновка и рациональное крепление позволяют заменить блок всего за 30 мин техниками средней квалификации. Подвеска каждого опорного катка индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески с ходом 300 мм вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые "башмаки" на траки для движения по дорогам. Сочетая подвижность, огневую мощь и защищенность - триединую задачу современного танкостроения - "Леклерк" обладает отличительной чертой, которая может быть охарактеризована как информационное качество. Большинство систем танка управляется при помощи гибко программируемых электронных процессоров и аппаратуры, контролирующих движение, прицеливание, заряжание, ведение огня и связь.

В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса "Навстар"; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов. Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины.

Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора "Атос" (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.

Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки - не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.

С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три - наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования. Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО. Начинка "Леклерка" может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности - считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров ("как внутри телевизора") был растиражированный в технических журналах курьез - фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами! Эргономику обитаемых отделений можно определить как "технический гуманизм". Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж "Леклерка" допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.

В начале 1989 г. была заказана первая партия из 16 танков "Леклерк", предназначенных для войсковых испытаний. 14 января 1992 г. концерн GIAT передал армии первую серийную машину, немного (на месяц) запоздав со сроком. Изготовление новых танков затягивалось, до конца года к первенцу прибавились только две боевые машины, и только в следующем году на обкатку в составе танкового батальона вывели всю пробную партию. В ходе испытаний выявились дефекты многих систем - неизбежное продолжение достоинств сложной машины. Отказами сопровождалась электронная регулировка, из-за чего не раз при малых оборотах двигатель сам по себе останавливался, а повторно запустить его экипажу не удавалось без корректировки ЭВМ, доступной только специалисту. Остановы на холостом ходу продолжали преследовать "Леклерк" и в строевой эксплуатации, заставляя держать обороты повышенными хотя это и сопровождалось изрядным перерасходом топлива. Бортовая электроника оставалась постоянным источником проблем. Высокая эффективность, достигнутая ее усложнением, на начальном этапе имела оборотной стороной множество отказов. К тому же точному и чувствительному комплексу в полевых условиях приходится работать в обстановке, далекой от лабораторной. Если сами танки привычны к грязи и пыли, то этого нельзя сказать о прецизионной технике, достоинства которой оказываются напрямую зависящими от условий эксплуатации. В то же время электронная начинка "Леклерка" оказалась чрезвычайно дорогой, составляя около 60% стоимости танка поднявшейся до рекордного уровня. Контрактная цена танка составляет от 9 до 10 млн долларов, в то время как другие машины третьего поколения стоят гораздо меньше: "Леопард-2" - 2,0-3,0 млн долларов, "Абрамс" М1А2 - 3,2-6,9 млн, Т-80У - 0,5-3,0 млн (колебания в стоимости определяются условиями поставки - комплектацией, изготовлением машин специально для заказчика или расконсервацией из резерва, экономических отношений между странами). Путь "Леклерка" в армию оказался не менее своеобразным, чем его конструкция. Поначалу для бронекавалерийских сил Франции предполагалось заказать 1400 танков, уже в 1995 г. укомплектовав шестьюдесятью новыми машинами один полк, а в 1996 г. - бронетанковую дивизию. Однако намерения пришлось изменить: сказались возросшая цена танка и финансовые ограничения, заставившие сначала урезать заказ до 612, а затем и до 406 машин.

Первыми танки получили 501-й и 503-й танковые полки 10-й дивизии в Мурмеллоне, где к дорогой машине было проявлено должное уважение: большие средства вложили в тыловое обеспечение и учебные средства, только на строительные работы выделили 120 млн долларов, в том числе - на возведение специальных ангаров с кондиционерами, создающими благоприятный климат для работы бортовой электроники. Стараясь сохранить полномасштабные производственные возможности выпускать 110-120 танков в год, французы занялись поиском экспортных заказов. Предыдущие поставки странам Персидского залива почти 400 танков АМХ-30 и намерение Объединенных Арабских Эмиратов обновить свой танковый парк вселяли надежды на экспорт новых машин в этот регион. Эффектно выглядевший "Леклерк", занимавший видное место на оружейных выставках, быстро привлек внимание нефтяных шейхов, достаточно свободных в расходах и не привыкших себе отказывать. Препятствием не стали ни известные проблемы с доводкой танка, ни изрядная цена, скорее, даже привлекательная и свидетельствовавшая о престижности товара. Очевидно, не обошлось и без обязательной для оружейного бизнеса закулисной борьбы, но все же французам надо отдать должное - с чисто галльской находчивостью они не только одержали весомый коммерческий и политический успех, прибавив к 48-миллиардному заказу для метрополии еще 28 млрд "арабских" франков и получили возможность наладить параллельную лидерную эксплуатацию в достаточно сложных условиях еще до массового поступления танков в свои войска. 14 февраля 1993 г. в первый же день выставки вооружения IDEX-93 в Абу-Даби, столице ОАЭ, компания GIAT объявила о подписании контракта на продажу Эмиратам 390 боевых танков и 46 ремонтно-эвакуационных машин на их базе. 5 ноября 1994 г. два первых танка были доставлены самолетом в ОАЭ.

Машины в исполнении "Леклерк Тропик" отличались от французских не только установкой обязательного кондиционера и снятием ненужного в песках оборудования подводного хода. Серьезные изменения претерпела конструкция, а наиболее существенной стала замена силовой установки. Не очень надеясь на "горячий" для пустынного климата двигатель с "Гипербаром", заказчики сочли более подходящим немецкий 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295. Танки осмотрели наследник престола ОАЭ шейх Халифа Бин Зайед и главнокомандующий войсками, а затем машины подверглись придирчивым испытаниям. Контрактные обязательства привели к тому, что на сборочных линиях GIAT экспортные "Леклерки" составляли большую долю выпуска, опережая даже поставки для французской армии. Укомплектовав танковый батальон, армия ОАЭ в апреле 1996 г. предприняла масштабные учения с участием "Леклерков", входе которых танки вели дневные и ночные стрельбы, выпустив более 1800 снарядов, большей частью - в движении и по подвижным целям. 2 декабря 1996 г. 80 арабских "Леклерков" продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. На празднествах присутствовали гости из 43 стран, в числе которых были члены королевских семей и правительств соседних государств, которые не могли остаться равнодушными при виде новеньких танков. "Леклерками" заинтересовались в Кувейте и в Саудовской Аравии, армия которой уже весной 1995 г. затребовала "на пробу" два образца. В самой Франции публичный показ "Леклерков" состоялся лишь 14 июля 1997 г., в день национального праздника - Дня взятия Бастилии. Их появление на Елисейских полях стало гвоздем парада, хотя он и оттенил известные "детские болезни" этих машин. Дело в том, что на парад предыдущего года "Леклерки" вывести так и не решились из-за частых сбоев в излишне сложной компьютерной бортовой системе. Однако после показа в Абу-Даби на карту оказалась поставлена гордость Франции.

Как писала газета "Либерасьон", "невозможно, чтобы в Париже было представлено меньше танков", оговариваясь при этом, что организаторы парада испытывают опасения, что во время своего первого появления на публике на "самом красивом проспекте мира" новый танк заглохнет. Подобное событие может стать полной катастрофой для фирмы "GIAT-Industries" и отрицательно повлиять на общественное мнение, которое необходимо убедить в поддержке программы по массовому производству нового танка общей стоимостью 48 миллиардов франков, то есть свыше 100 млн франков за каждый "Леклерк". И хотя опасения не оправдались - ни один "Леклерк" во время парада не заглох, - лишь 27 машин сводного батальона, сформированного из танков 501-го и 503-го полков, прошли по центральным улицам тремя стройными колоннами, удовлетворив любопытство парижан. За кулисами праздника осталось то, что, во избежание неприятных сюрпризов, на танках было отключено большинство элементов электронной системы, полностью обесточена башня и работал лишь необходимый для движения минимум оборудования. Еще 12 танков парижане увидели только на платформах трейлеров, ехавших следом. Первые шаги "Леклерка" оказались нелегкими - таков удел всякого новшества. Тем не менее по своему потенциалу французский основной боевой танк является одной из наиболее перспективных машин мира как по боевым возможностям, так и по набору обеспечивающих их технических решений.

Результатом французского подхода стало то, что достигнутые "Леклерком" защищенность, подвижность и огневая мощь позволяют специалистам причислить его к "уровню 3+" - предвестнику нового поколения боевых машин. Итак, явление "Леклерка" состоялось. По понятным причинам на сегодняшний день вся информация о новинке носит рекламный характер - машина еще не показала своих достоинств и не прошла проверки в эксплуатации. Предоставим слово специалистам отечественной танковой школы - конструкторам и военным. А.Ветров, ведущий конструктор ХКБМ "Часть решений, реализованных в "Леклерке", выглядит спорной. Автомат заряжания для упрощения подачи втиснули в башню, что потребовало "раздувать" ее объемы, а громоздкие контуры, в свою очередь, повлекли за собой дополнительную бронировку и возросшую массу. "Леклерк" на 10т легче "Абрамса", но и на 10т тяжелее наших танков, не говоря уж о габаритах. Деление башни на герметичные обитаемые отсеки и пушечное отделение, для повышения живучести и безопасности, затрудняет доступ к пушке для устранения возможных отказов и задержек при стрельбе и, к тому же, лишает экипаж необходимого в бою "чувства локтя", которое не способны заменить никакие дисплеи и инфосистемы - обычная поддержка и сработанность в бою все же надежнее. " Полковник Кузнецов "Французские конструкторы первыми уже на стадии проектирования сделали ставку на использование электроники.

Безусловно, пронизывающая все узлы танка ТИУС делает функционирование узлов системным и сокращает километры сплетений электропроводки, ускоряет работу в бою, делая ее на порядок более эффективной. Такие системы уже зарекомендовали себя в авиации, но... "что позволено Юпитеру, не позволено быку". По сравнению с условиями работы авиаоборудования, эксплуатацию наземной техники нельзя назвать иначе как варварской, ведь в воздухе на агрегаты не воздействуют постоянные удары и критические нагрузки, вибрация, вездесущая пыль, жара и холод. Отсюда и отличные от авиационных критерии принятия танковых узлов, основным из которых служит "эффективность-надежность". С последним у "Леклерка" дела, похоже, обстоят не лучшим образом: во избежание отказов многие составляющие ТИУС в эксплуатации просто отключены, так что трудно оценить "хорошо не работающие" комплексы. По последним сообщениям, французы приостановили оснащение "Леклерков" еще более современными системами, доводя "до ума" уже имеющееся оборудование. Что касается компоновки, то размещение боезапаса в кормовой нише башни ведет к ее неуравновешенности при расходовании снарядов, компенсировать которую приходится за счет очень мощного электромотора и стабилизатора пушки, питаемых от сети напряжением 270 В, небезопасного для жизни. В поворотном механизме использован емкостной накопитель, сдвигающий массивную башню и пушку с места при наводке, а заряжаться он может лишь при их неподвижном положении. Как можно соблюсти такие "паузы" в бою, когда потребуется длительная и непрерывная работа орудия? Несомненно, "Леклерк" представляет большой интерес как тот самый "функциональный образец", отрабатывающий перспективные решения, но о боеспособности так еще и не принятой на вооружение машины можно говорить лишь с большой натяжкой".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т полная 54,6
корпуса 36,1
башни 18,5
Среднее удельное давление на грунт, кг/см 0,98
Габаритные размеры, м Длина корпуса, м 6,88
Длина с пушкой вперед, м 9,87
Ширина по экранам, м 3,71
Высота общая, м 2,92
по крыше башни 2,46
Клиренс 0,50
Максимальная скорость, км/ч по шоссе 71
по грунтовой дороге 50
задним ходом 38
Запас хода по шоссе, км: с доп. Баками 700
без доп. Баков 550
Максимальный угол, град. Подъема 31
Крена 16
Препятствия, м Ширина преодолеваемого рва, м 3
Высота стенки, м 1,25
Глубина брода, м
без подготовки 1
с ОПВТ 4

Фотогалерея

Фотогалерея

Если Вы зашли на сайт "со стороны", то можете воспользоваться вышестояшим разделом Бронетехника или зайти на Главную страницу сайта

Еще о Леклерке смотри так же здесь

Основной танк Leclerc
(по материриалам иностранной печати)

ОБТ Leclerc разработан компанией GIAT Industries для за­мены ОБТ АМХ-30В2. Разработка танка началась в 1983 году, в 1989 году завершено создание первых 6 опытных образцов. Первый серийный основной боевой танк "Леклерк" был изготовлен  фирмой Giat Industries в декабре 1991 года и передан французским сухопутным войскам 14 января 1992 года.
В 2001 году французское главное управление вооружений (DGA) заключило контракт с фирмой Giat Industries на изготовление партии из 52 основных боевых танков "Леклерк" для французских сухопутных войск. Этот заказ предусматривал, что производство танков "Леклерк" в Roanne будет продолжаться до 2006 года включительно, при условии, что не поступят экспортные заказы.

До 2006 года в ВС Франции было поставлено 406 танков "

Внешний вид ОБТ "Леклерк"

 

В 2005 году после завершения всех поставок танков "Леклерк" французским сухопутным войскам, а также комплектов стандартного имущества (такого как инструменты, документация и средства обучения и подготовки) фирма Giat Industries приступила к этапу модернизации танка "Леклерк".
С июня 1999 года по май 2002 года включительно танковое подразделение с 15 танками "Леклерк" участвовало в боевых действиях в Косово. Это была первая оценка боевых качеств французских основных боевых танков "Леклерк". В Косово французские танки прошли более 110000 км, и их боеготовность составляла более 90 %.
Плановые совместные ученья танков "Леклерк" были проведены в этот период и на территории Украины. Подразделение французских войск включало танковую группу из 45 танков "Леклерк", пехотные подразделения и подразделения боевого и тылового обеспечения.
"Леклерк" имеет традиционную компоновку. Водитель размещен в передней левой части корпуса. Справа от него размещены запасные 120-мм боеприпасы в барабанном магазине. Над головой водителя расположен люк, который открывается влево. Водитель имеет три дневных перископических прибора (центральный является дневным/ночным перископом TTD OB-60). Механик-водитель управляет машиной с помощью штурвала.
Наводчик танка "Леклерк" размещен справа в башне, командир – слева, оба имеют люки с цельной крышкой. У командира имеется восемь дневных перископов для кругового наблюдения. Наводчик также снабжен дневными перископами.

Основное вооружение состоит из 120-мм (L-52 калибра) гладкоствольной пушки фирмы Gift, получившей обозначение CN 120-26 (или F1), которая имеет камору такого же размера, как камора 120-мм гладкоствольной пушки, установленной в танках "Леопард-2", М1А2. Основным подрядчиком по вооружению и СУО является фирма EADS.
Однако французская пушка имеет длину ствола 52 калибра по сравнению с 44 калибром других орудий и, следовательно, более высокую начальную скорость снаряда 1790 м/с при стрельбе снарядами APFSDS (бронебойными оперенными с отделяющимися ведущими частями). Пушка оснащена теплоизолирующим чехлом и системой сжатого воздуха для удаления пороховых газов из канала  ствола. Установлена также динамическая система выверки прицела, обеспечивающая автоматическое совмещение оси орудия с оптической осью прицела.
В нише башни установлен автомат заряжения, который содержит 22 выстрела первой очереди.
Автомат заряжания может использовать и  автоматически распознавать шесть разных типов боеприпасов. 120-мм пушка для перезаряжания автоматически устанавливается  на угол возвышения равный 1,80. Автомат заряжания отделен от башни поперечной перегородкой. В крыше автомата установлены специальные вышибные панели.
Пушка может также заряжаться наводчиком, использующим 18 выстрелов в барабанном магазине, размещенном справа от водителя. Установка автомата заряжания обеспечивает возможность достижения технической скорострельности 10 выстрелов в минуту.
066б(2)
Рабочее место механика водителя

Имеется два основных типа 120-мм боеприпасов: APFSDS с начальной скоростью 1790 м/с и HEAT (кумулятивно-осколочный) с начальной скоростью 1100 м/с. Снаряд APFSDS получил обозначение OFL 120 F1 и имеет вольфрамовый сердечник с отношением длины к диаметру 20:1. Оба типа снарядов имеют полусгораемую гильзу. В настоящее время для французских сухопутных войск производится 120-мм снаряд APFSDS с сердечником из обедненного урана (DU), получивший обозначение OFL 120F2.
Фирма Giat Industries разрабатывает также 120-мм противовертолетный снаряд.

image-5_command
Система управления боем на рабочем месте командира
220px-Leclerc-IMG_1720
Рабочее место наводчика


Последний боевой опыт показал, что есть потребность в осколочно-фугасном (НЕ) снаряде, который может быть использован для нейтрализации пехоты и противотанковых групп, которые становятся для  танка все большей угрозой.
В конце 2003 года управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку и производство нового осколочно-фугасного снаряда. Всего будет изготовлено 10000 снарядов под обозначением 120 НЕ F1.
Снаряд оснащен взрывателем с двумя режимами работы, позволяющий взрываться над целью либо при контакте с ней.
Масса полного выстрела составляет 22,5 кг, масса самого снаряда 16,1 кг, из которых 3,2 кг являются взрывчатым веществом и 9,2 кг-осколками. Максимальная дальность стрельбы около 5000 м при начальной скорости 1000 м/с при стрельбе из 120-мм пушки L44 или 1050 м/с при стрельбе из 120-мм пушки L52.
Для обеспечения возможности обстрела целей на больших расстояниях французское управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку 120-мм управляемого снаряда Polynege. Им можно будет стрелять из любой 120-мм гладкоствольной танковой пушки, установленной на танках Ariete, "Леклерк", М1А1/М1А2 и "Леопард-2". Снаряд Polynege будет использоваться для обстрела как неподвижных, так и движущихся бронированных машин по линии прицеливания (NLOS) и за пределами прямой видимости (BLOS). В головке самонаведения используются ИК или полуактивная лазерная системы наведения. Боевая часть снаряда может быть фугасной (типа 3D), типа ударного ядра (EFP) или иметь кумулятивный заряд.
С основным вооружением танка спарен 12,7-мм пулемет, а 7,62-мм зенитный пулемет, установленный снаружи на крыше башни, может управляться дистанционно и стрельбу из него можно вести при закрытых люках.
В кормовой части каждого борта башни установлены семь пусковых труб, из которых могут запускаться разные гранаты, например, дымовые или противопехотные. Кроме того, четыре вертикальные пусковые установки предназначены для запуска инфракрасных ложных целей.
Система управления огнем включает модульную тепловизионную камеру, лазерный дальномер HL-58 фирмы Thales Land Joint Systems и стабилизированные прицелы командира и наводчика.
Стабилизированный прицел наводчика HL 60 фирмы SAGEM является важной частью системы управления огнем и механически связан с пушкой.
Он сочетает гироскопы с малой деривацией, высокоточные цифровые угловые датчики, цифровые процессоры, лазерный дальномер фирмы Thales Land Joint Systems и тепловизионную камеру. Эти компоненты размещены в трех отдельных модулях: стабилизированной головке прицела, системе обнаружения и электронном блоке.
Система обнаружения содержит оптический дневной канал с 3,3х и 10х увеличением, дневной видеоканал с 10х увеличением, тепловизионный канал, который обеспечивает обнаружение цели на дальностях до 5000 м, распознавание на дальностях до 2000 м., канал лазерного дальномера, канал выверки линии прицеливания.
Прицел наводчика HL60 фирмы SAGEN, соединенный с дисплеем командира, обеспечивает,  командиру танка возможность стрельбы из основного вооружения, используя свои дублирующие органы управления.
У командира имеется стабилизированный панорамный прицел HL-70 фирмы SAGEN, который может включать лазерный дальномер, также имеется восемь дневных перископов и три пульта управления.
Первый пульт является главным блоком управления и управляет пятью системами: башней целиком, огнем, прицелами, тепловизором и автоматом заряжания. Все системы блока начинают действовать через 1 минуту после включения во  всех  диапазонах рабочих температур.
Второй пульт содержит органы управления основным 120-мм вооружением и контролирует использование автоматической системы передачи данных.
Третий пульт содержит органы управления вспомогательным вооружением и данными датчиков. Эти датчики включают метеорологический датчик, устройство выбора боеприпасов (может программироваться до шести типов боеприпасов) Этот пульт содержит также кнопки постановки маскирующей дымовой завесы и стрельбы гранатами для самозащиты.
Блок телевизионного дисплея (VDU), кроме отображения тепловизионного изображения с прицела наводчика, является блоком взаимодействия экипажа с БИУС танка.
Стабилизированный панорамный прицел командира HL-70 фирмы SAGEM имеет вспомогательный блок, прицельное приспособление и электронный блок. Головнаячасть прицела включает систему Galilean для изменения поля зрения (20о или 5о) для 2,5х и 10х увеличений. Она также включает ночной канал с усилением изображения с 2,5х увеличением и 13о полем зрения. Прицел может обнаруживать цели на дальности до 4000 м и опознавать их на дальности до 2000 м. Тепловизионная камера в прицеле командира может устанавливаться по требованию. Она является стандартной на экспортных танках "Леклерк", предназначенных для Объединенных Арабских Эмиратов, и была установлена на последней партии машин  французских сухопутных войск.
Каждый из восьми дневных перископов командира имеет кнопку, при нажатии на которую, пушка разворачивается в это направление.
У наводчика имеется два пульта управления, блок VDU, три перископических прибора наблюдения и основной прицел.  
Система управления огнем танка "Леклерк" обеспечивает возможность обстрела 6 разных целей за 35 секунд и позволяет вести огонь как по неподвижным, так и движущимся целям во время движения танка по местности. Вероятность попадания первым выстрелом (по ТУ) составляет 95 процентов. Среднее время цикла обстрела целей составляет от 4 до 6 секунд.
Система управления боем объединена с тремя бортовыми ЭВМ по цифровой шине передачи данных. Во всех подсистемах танка "Леклерк" используется около 30 процессоров с 8-, 16- или 32- битными архитектурами.
Экипаж  имеет доступ ко всем подсистемам танка. Танк может автоматически передавать данные машинам управления о состоянии своей боевой готовности, местонахождении.
Корпус и башня основного боевого танка "Леклерк" представляют сварную стальную конструкцию с элементами композитной брони.
Система броневой защиты представляет модульную конструкцию, которая может быть легко заменена или модернизирована.
Поворот башни и вертикальная наводка пушки осуществляются электрическим способом. Башня может поворачиваться на 180о менее чем за 6 секунд. Для аварийных режимов предусмотрены ручные органы управления пушкой и башней.
На танках "Леклерк", поставляемых для французских сухопутных войск, установлен дизельный двигатель V8X-1500 Hyperbar фирмы SACM мощностью 1500 л.с. Двигатель соединен с полностью автоматической трансмиссией ESM 500 фирмы SESM, которая имеет пять передач вперед и две назад.
Высокая удельная мощность танка "Леклерк" обеспечивает высокие потенциальные возможности улучшения броневой защиты танка для соответствия новым видам угроз без существенного ухудшения  показателей подвижности.
Система Hyperbar имеет вспомогательную камеру сгорания с перепускным контуром и регулируемым сечением. Она эквивалентна газотурбинному двигателю. Двигатель управляется электронной системой, разработанной фирмой SAGEM. Бортовая ЭВМ позволяет определять наиболее экономичные  режимы работы  двигателя, последовательность операций пуска, осуществляет контроль и диагностику двигателя.
Когда основной двигатель выключен в целях экономии топлива, в качестве вспомогательной силовой установки действует ГТД Turbomeca TM-307B.
После сравнительной оценки гидропневматической подвески и торсионной с гидравлическими амортизаторами для танка "Леклерк" была выбрана гидропневматическая подвеска. Основным подрядчиком по разработке и изготовлению подвески стала фирма TRW Aeronautical Systems. Танк "Леклерк" имеет шесть опорных катков, ведущее колесо сзади, направляющее колесо впереди и поддерживающие гусеницу ролики.
Стандартным оборудованием для танка "Леклерк" являются: новая конструкция системы защиты от ОМП; оборудование для преодоления водных преград вброд и под водой; система обнаружения и тушения пожара для боевого отделения и моторно-трансмиссионного отделения; система внутренней и внешней связи фирмы Thales.
По состоянию на 2008 год изготовлено 842 танков "Леклерк" и машин на его базе.

Оценка бронирования «Леклерк»


Марка танка

Пр-во

Полная масса, т

Горизонтальная толщина лобовой брони, мм

Эквивалент по массе лобовой брони , мм

Эквивалент по стойкости лобовой брони (башни при q = + 30о, корпуса при q = 0о), мм:

от БПС (марка)

от ПТУР с моноблочной БЧ (марка)

Леклерк

1994

54,5

800

485

620…640 (M829AI)

1100…1200 (TOW -A2)

Страна

Количество

Примечание

Франция

406

Поставки БТВТ для французских CВ завершены в 2007 г.
Изготовлено:
танков "Леклерк" Block I -132 шт.
танков "Леклерк "Block II-178 шт.
танков "Леклерк "Block III- 51 шт.
БРЭМ "Леклерк" - 45 шт.

ОАЭ

436

Поставки БТВТ для CВ ОАЭ завершены в 2006 г. Поставлено:
танков "Леклерк" - 388 шт.
БРЭМ "Леклерк" - 46 шт.
учебных танков "Леклерк" -2 шт.

ОБТ "Леклерк" Block I
В период между 1992 и 1996 годами было выпущено 132 основных боевых танков "Леклерк" для французских сухопутных войск в варианте Block I. Эти танки по своим боевым и техническим характеристикам оптимизированы для действий  в Центральной Европе.
ОБТ "Леклерк" Block II
Вариант модернизации танка, названный Block II, был поставлен французским сухопутным войскам в период с 1997 года по 2003 год. Всего изготовлено 178 танков.
Эти танки имели ряд усовершенствований, включающих систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений для развертывания в разных климатических точках мира, усовершенствованное программное и информационное обеспечение, дополнительное бронирование бортов корпуса, масляный радиатор для бортовой передачи.
Танк "Леклерк" Block II+ (или Block III)
С 2004 года начата поставка в войска (100 шт.) танка "Леклерк", модернизированного до уровня Block III. Он имеет ряд конструктивно-технических решений, включающих:
- улучшенную пассивную броню на передней и боковых частях башни;
- усовершенствованные прицелы командира и наводчика, которые включают камеру FLIR (ИК-системы переднего обзора) второго поколения фирмы SAGEM, для обнаружения целей  в любых погодных условиях;
- оснащение системой управления боем Icone. Это дальнейшая разработка системы SIT-V1, заказанной французскими сухопутными войсками в 2000 году для бронемашины AMX-10RC (6х6) и разведывательных машин VBL (4x4) фирмы Panhard;
- оснащение системой опознавания "свой - чужой" (BIFF) фирмы Thales;
- измененную внутреннюю и наружную компоновку узлов, агрегатов, расположенных в башне.
На танке "Леклерк"BlockIII установлена бортовая ИУС II поколения, разработанная фирмой GIAT Industries (Франция) совместно с фирмой EADS Defence Electronics Systems (Франция). Данная ИУС имеет быстродействующую систему управление боем с электронными системами принятия решения и представления донесений, гибридную (инерциальную и спутниковую) систему навигации, встроенную систему определения технического состояния машины, её узлов и агрегатов.
Отличительными особенностями данной ИУС являются:
- широкое применение специализированных микропроцессоров, связанных с центральной ЭВМ, для управления приборами, системами, обеспечивающими ведение огня, движение, связь, навигацию и ориентирование;
- комплексирование оптико-электронных приборов наблюдения и прицеливания в единую систему, объединенную  шиной данных 1553 Mil Std;
- усовершенствованное программное обеспечение;
- комплексирование систем контроля и диагностики технического состояния, а также материально-технического обеспечения в единую систему с отображением информации на дисплеях членов экипажа;
- применение усовершенствованной системы управления боем (система "Finders"), оснащенной дисплеем с цветным изображением топографических карт, на которых показываются местоположение своего танка, приданных и поддерживающих подразделений, положение противника, а также отражаются в графическом и текстовом  виде приказы, донесения и варианты решений на ведение боя.

066а(2)
Основные элементы бортовой интегрированной ИУС SIT ICONE, установленной на рабочем месте командира модернизированного танка "Леклерк" (Блок III). (На переднем плане дисплей системы управления боем)

Главными  функциями  данной системы являются:
- отображение карты района боевых действий подразделения;
- навигация и ориентирование;
- определение местоположения машины на местности;
- графическое отображение обстановки в районе боевых действий (положение противника и своих войск, положение приданных и поддерживающих подразделений и др.);
- отображение в графическом и текстовом виде разных вариантов принятия решений по ведению боевых действий;
- определение эксплуатационно-технического состояния машины, а также её техническое и тыловое обеспечение;
- передача команд и управление боем по сетям радиосвязи.
По оценке французских специалистов, система управления боем "Finders", является одной из наиболее эффективных систем командования и управления (в информационных сетях типа С4), используемых в настоящее время в войсках. В ней объединены все последние научно-технические достижения фирмы GIAT Industries по информационным технологиям. Система значительно повышает эффективность систем оружия и личного состава на поле боя. Специалисты отмечают простоту и легкость сопряжения оборудования системы "Finders" с аналогичными системами НАТО.
В  настоящее время фирма GIAT Industries является одним из мировых лидеров на рынке систем управления боем для наземных боевых машин. Фирмой заключены контракты на поставку 1500 СУБ "Finders" по всему миру. По состоянию на 2008 год в эксплуатации находится более 500 таких систем.
Фирма Giat Industries считает, что при наличии  соответствующего финансирования французские сухопутные войска решат модернизировать и машины более раннего выпуска до усовершенствованного стандарта Block II + или Block III.
Управление вооружения DGA в рамках своей военно-технической программы по совершенствованию армейской информационной системы (TIS) оставило фирму Giat Industries главным подрядчиком по оснащению основных боевых танков "Леклерк" системой управления боем Icone TIS (эргономическое сопряжение связи и навигации).
Контракт охватывает оснащение на первом этапе более 100 танков "Леклерк". Первый модернизированный до уровня Block III танк "Леклерк" поступил на вооружение в 2004 году.
Система Icone TIS разработана из модулей программного обеспечения системы V1 TIS и предназначена для установки в танки "Леклерк" только французских сухопутных войск. Она специально оснащена модулем сопряжения информационной системы Melissa, обеспечивающим взаимодействие между линейной машиной и более высоким уровнем командования (система SIR- уровень танкового полка и ниже).

Направления дальнейшей модернизации ОБТ  "Леклерк" французских сухопутных войск
На 2006-2008 годы планировалось проведение следующих НИОКР:
- разработка и доводка системы опознавания "свой – чужой”;
- разработка  комплекта средств защиты (комплекс КВСМ;
- совершенствование тепловизора.
На 2008-2010 годы планировалось проведение следующих НИОКР:
- улучшение броневой защиты;
- разработка системы автоматического сопровождения цели;
- разработка новой встроенной системы командования и управления.

ОБТ "Леклерк" со 140-мм пушкой
Фирма Giat разработала для танка "Леклерк" башню, в которой может устанавливаться 140-мм гладкоствольная пушка и автомат заряжания в нише башни. В настоящее время не планируется заменять имеющуюся 120-мм гладкоствольную пушку на 140-мм.
Танк "Леклерк" AZUR (Action en Zone URbaine)
С целью улучшения возможностей применения танка "Леклерк" при ведении боевых действий в условиях населенных пунктов с 2006 года разрабатывается программа AZUR (действия танков в зоне населенных пунктов). Исследования показали необходимость разработки специального комплекта оборудования, которое можно устанавливать на танк в полевых условиях в течение нескольких часов. Французские военные  специалисты пришли к выводу, что комплект оборудования AZUR должен обеспечивать выполнение задач танка в следующих основных направлениях:
- расширение возможностей обороны и нанесения контрудара в условиях внешних угроз, характерных для населенных пунктов;
- улучшение связи и взаимодействия со спешенными поддерживающими и  приданными подразделениями;
- увеличение возможностей наблюдения и ведения кругового огня на ближних расстояниях и больших углах возвышения;
- обеспечение более надежного тылового обеспечения спешенных подразделений;
- высокую гибкость и приспособление компоновки танка для выполнения широкого круга задач, как в операциях по сохранению мира, так и в миссиях с высокой интенсивностью военных действий.
Для ОБТ "Леклерк" комплект оборудования AZUR должен включать:
- дистанционно управляемую оружейную установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулеметом и возможностью вести огонь днем и ночью;
- оборудование, улучшающее наблюдение и понимание обстановки;
- усиленную защиту бортов и кормы (должны быть установлены дополнительные бортовые экраны, фальшборта из новых композиционных материалов, решетчатая броня вокруг всей кормовой части машины, дополнительная защита крыши моторно-трансмиссионного отделения и т. д.);
- устройства, повышающие живучесть танка путем быстрой постановки  дымовых и аэрозольных завес (расширение возможностей  штатной системы GALIX с обстрелом 360º);
- защиту всех отверстий, углублений, наружных "карманов", расположенных в корпусе и башне танка от попадания горючих жидкостей;
- механическое усиление всех наружных установок, деталей и узлов танка для сведения к минимума риска их разрушения со стороны враждебной уличной толпы;
- расширенные возможности понимания и оценки тактической обстановки при работе танка в АСУ типа C3I;
- более высокий уровень эргономических показателей;
- улучшенную систему взаимодействия, опознавания и понимания обстановки с поддерживающими и  приданными  подразделениями.
Французские сухопутные войска  проводили исследования в этих направлениях на демонстрационном образце танка "Леклерк" AZUR в конце 2006 - начале 2007 годов. Результаты этих исследований были включены в разработку будущих комплектов оборудования. Такие же технологии было решено разрабатывать фирмой Giat Industries (ныне фирма Nexter) и к другим боевым машинам при ведении боевых действий в населенных пунктах.

 

10_Леклерк_AZUR
11_AZUR для Леклерк
(вверху – опытный образец; внизу – демонстрационный макет).

Модернизированный танк "Леклерк" AZUR для действий в зоне населенных пунктов
Модернизированный танк "Леклерк" для ОАЭ
После международного конкурса в начале 1993 года Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби) выбрали основной боевой танк "Леклерк" фирмы Giat Industries для вооружения своих танковых и механизированных частей. Был сделан заказ на 436 машин. Поставки начались в 1994 году.
031а
Танк "Леклерк" для ОАЭ

Этот заказ включал поставку в ОАЭ 388 основных боевых танков "Леклерк", двух танков для подготовки водителей и 46 бронированных ремонтно-эвакуационных машин.
Кроме этого, контракт также включал боеприпасы, запасные части, средства подготовки и материально-техническое обеспечение. Первые два серийных основных боевых танка "Леклерк" для Объединенных Арабских Эмиратов были доставлены в страну в конце 1994 года российскими военно-транспортными самолетами "Ан-124".
Этот вариант танка "Леклерк" или "Tropicalised Leclers" (танк "Леклерк" для тропических условий, как его еще называют), имел ряд следующих отличительных  особенностей:
- силовой блок Euro Power Pack, состоящий из V-образного,12-ти цилиндрового дизельного двигателя MTU 883 мощностью 1500 л.с., соединенного с автоматической трансмиссией HSWL 295 TM фирмы Renk с пятью передачами вперед и тремя – назад;
- новую систему охлаждения и воздухоочистки двигателя;
- дополнительные бронированные фальшборта;
- систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений;
- дизельную вспомогательную силовую установку вместо газотурбинной;
- модифицированную укладку военно-технического  имущества в башне;
- прицел командира с лазерным дальномером;
- тепловизионный прицел наводчика;
- систему управления боем, которая в последствие получила название  FINDERS (быстродействующая система информации, навигации, принятия решений и донесений).
Корпус экспортного танка "Леклерк" был немного удлинен в районе МТО  для обеспечения возможности установки силового блока фирмы MTU. Это обеспечило увеличение запаса топлива машины. Так как германский двигатель развивает мощность 1500 л.с. при 2700 об/мин, бортовые передачи танка "Леклерк" были модернизированы. Усовершенствованию также были подвергнуты электронная аппаратура управления.
Поставки основного боевого танка "Леклерк" в Объединенные Арабские Эмираты завершены в 2006 году. Последними были поставлены БРЭМ (ARV) "Леклерк".
Модернизированный танк "Леклерк" для Турции
В конце 2005 года фирма Giat Industries показала улучшенный вариант своего основного боевого танка "Леклерк". Разработка была выполнена по тактико-техническим требованиям, разработанным командованием сухопутных войск Турции.
По сообщению фирмы Giat Industries, это основной боевой танк четвертого поколения, который будет производиться в Турции.

051
Демонстрационный макет танка "Леклерк", изготов-ленный по ТТТ командования СВ Турции

Если будет принято решение по  этому  проекту, то танк может поступить в производство в течение одного года и принят на вооружение Турции к 2012 году.
Турецкая модификация ОБТ "Леклерк" будет иметь ряд усовершенствований в ключевых областях защиты, живучести и огневой мощи. Он будет способен выполнять все боевые задачи и будет приспособлен к интеграции  в современные цифровые сетецентрические системы.
Кроме улучшенной защиты по фронтальному сектору, был разработан новый фальшборт из пассивной брони, который тянется почти до кормы машины. Под ним находится другой фальшборт, который помогает уменьшить  тепловую сигнатуру машины.
Корма танка "Леклерк" снабжена с боков и сзади броневой защитой решетчатого типа для улучшения защиты от реактивных гранат РПГ и других подобных средств ближнего боя.
Машина будет также оснащена системой метания дымовых гранат Galix, а также системой активной защиты.
На усовершенствованном танке "Леклерк" сохранена 120-мм гладкоствольная пушка современной серийной машины. Однако кроме стрельбы современными типами боеприпасов с полусгораемой гильзой, она будет также стрелять новым осколочно-фугасным (НЕ F1) снарядом.
Со 120-мм основным вооружением спарен 12,7-мм пулемет, имеются три 7,62-мм пулемета, установленные на крыше. Средний из них с дистанционным управлением, а двумя другими по необходимости управляют командир или наводчик.
Система управления огнем будет усовершенствована путем применения устройства для автоматического сопровождения цели. 120-мм пушка сможет вести стрельбу снарядом Polynege, который находится в разработке. Этот снаряд средней дальности действия оснащен головкой самонаведения и обеспечивает возможность стрельбы по целям за пределами прямой видимости.
Боевая масса модернизированного танка "Леклерк" может составить 56-60 т, однако фирмой предпринимаются усилия, чтобы сохранить массу усовершенствованной модели менее 60 т. В настоящее время дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. сохраняется, а гидропневматическая подвеска будет модернизирована.
Стандартное оснащение будет включать систему защиты от ОМП, кондиционирование воздуха и гибридную систему инерциальной навигации/ глобальной системы определения местонахождения.

ТТХ

"Леклерк"

Год принятия на вооружение

1993

Боевая масса, т

56,5

Экипаж, чел.

3

Длина с пушкой вперед  (по корпусу) / ширина по гусеницам (экранам) / высота по крыше башни, мм

9870 (6880) / 3300 (3710)  / 2530

Клиренс, мм

500

Пушка: марка, / калибр, мм / тип  / длина ствола, клб.

CN-120-26 (F1)  / 120 / гладкоствольная / 52

Углы вертикальной наводки, град.

-8…+15

Тип заряжания

Автоматическое техн. скоростр. 10 выстр. в мин.

Боекомплект, выстр.

40 (22 - в А3)

Спаренный пулемет, калибр, мм

12,7

Зенитные пулеметы, количество - калибр, мм

1-7,62

Количество патронов, шт.:   7,62-мм / 12,7-мм

2000 / 950

Дымовой гранатомет, шт.

18 (2х9): 8 - дымовых, 6 - противопехотных, 4 - для создания ИК-ловушек

Информационно-управляющая система

Есть

Интеграция с внешней системой управления боем

Есть

Система управления огнем, состав

Приборы наблюдения и прицеливания, СТВ, ЛД, цифровой электронный баллистический вычислитель, тепловизор, независимая стабилизация поля зрения (верт. и гориз.)

Радиостанция

PR4T6 Thomson-CSF (УКВ, телефонная)

Тип лобовой брони корпуса и башни

Многослойная, модульная с керамикой и ДЗ

Наличие ФВУ

Есть

Средства маскировки и РЭБ

Деф. окраска, дым.и для ИК-ловушек гранат. авт. упр., индикатор лазерного облучения

Двигатель, мощность стендовая, л.с. / тип

1500 / V8X1500 4-х тактный дизель жидк. охлаждения

Трансмиссия, тип, марка

ГМТ с ГОП, ESM-500

Тип подвески, гусеница

Гидропневматическая, с РМШ

Удельная мощность, л.с./т

26,5

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

72

Емкость топливных баков, л

1300 (1700 с доп. бак.)

Запас хода по шоссе, км

450 (550 с доп. бак.)

Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв.см

0,9

Динамический ход подвески, мм

400