Основной танк Leclerc
(по материриалам иностранной печати)

ОБТ Leclerc разработан компанией GIAT Industries для за­мены ОБТ АМХ-30В2. Разработка танка началась в 1983 году, в 1989 году завершено создание первых 6 опытных образцов. Первый серийный основной боевой танк "Леклерк" был изготовлен  фирмой Giat Industries в декабре 1991 года и передан французским сухопутным войскам 14 января 1992 года.
В 2001 году французское главное управление вооружений (DGA) заключило контракт с фирмой Giat Industries на изготовление партии из 52 основных боевых танков "Леклерк" для французских сухопутных войск. Этот заказ предусматривал, что производство танков "Леклерк" в Roanne будет продолжаться до 2006 года включительно, при условии, что не поступят экспортные заказы.

До 2006 года в ВС Франции было поставлено 406 танков "

Внешний вид ОБТ "Леклерк"

 

В 2005 году после завершения всех поставок танков "Леклерк" французским сухопутным войскам, а также комплектов стандартного имущества (такого как инструменты, документация и средства обучения и подготовки) фирма Giat Industries приступила к этапу модернизации танка "Леклерк".
С июня 1999 года по май 2002 года включительно танковое подразделение с 15 танками "Леклерк" участвовало в боевых действиях в Косово. Это была первая оценка боевых качеств французских основных боевых танков "Леклерк". В Косово французские танки прошли более 110000 км, и их боеготовность составляла более 90 %.
Плановые совместные ученья танков "Леклерк" были проведены в этот период и на территории Украины. Подразделение французских войск включало танковую группу из 45 танков "Леклерк", пехотные подразделения и подразделения боевого и тылового обеспечения.
"Леклерк" имеет традиционную компоновку. Водитель размещен в передней левой части корпуса. Справа от него размещены запасные 120-мм боеприпасы в барабанном магазине. Над головой водителя расположен люк, который открывается влево. Водитель имеет три дневных перископических прибора (центральный является дневным/ночным перископом TTD OB-60). Механик-водитель управляет машиной с помощью штурвала.
Наводчик танка "Леклерк" размещен справа в башне, командир – слева, оба имеют люки с цельной крышкой. У командира имеется восемь дневных перископов для кругового наблюдения. Наводчик также снабжен дневными перископами.

Основное вооружение состоит из 120-мм (L-52 калибра) гладкоствольной пушки фирмы Gift, получившей обозначение CN 120-26 (или F1), которая имеет камору такого же размера, как камора 120-мм гладкоствольной пушки, установленной в танках "Леопард-2", М1А2. Основным подрядчиком по вооружению и СУО является фирма EADS.
Однако французская пушка имеет длину ствола 52 калибра по сравнению с 44 калибром других орудий и, следовательно, более высокую начальную скорость снаряда 1790 м/с при стрельбе снарядами APFSDS (бронебойными оперенными с отделяющимися ведущими частями). Пушка оснащена теплоизолирующим чехлом и системой сжатого воздуха для удаления пороховых газов из канала  ствола. Установлена также динамическая система выверки прицела, обеспечивающая автоматическое совмещение оси орудия с оптической осью прицела.
В нише башни установлен автомат заряжения, который содержит 22 выстрела первой очереди.
Автомат заряжания может использовать и  автоматически распознавать шесть разных типов боеприпасов. 120-мм пушка для перезаряжания автоматически устанавливается  на угол возвышения равный 1,80. Автомат заряжания отделен от башни поперечной перегородкой. В крыше автомата установлены специальные вышибные панели.
Пушка может также заряжаться наводчиком, использующим 18 выстрелов в барабанном магазине, размещенном справа от водителя. Установка автомата заряжания обеспечивает возможность достижения технической скорострельности 10 выстрелов в минуту.


066б(2)
Рабочее место механика водителя

Имеется два основных типа 120-мм боеприпасов: APFSDS с начальной скоростью 1790 м/с и HEAT (кумулятивно-осколочный) с начальной скоростью 1100 м/с. Снаряд APFSDS получил обозначение OFL 120 F1 и имеет вольфрамовый сердечник с отношением длины к диаметру 20:1. Оба типа снарядов имеют полусгораемую гильзу. В настоящее время для французских сухопутных войск производится 120-мм снаряд APFSDS с сердечником из обедненного урана (DU), получивший обозначение OFL 120F2.
Фирма Giat Industries разрабатывает также 120-мм противовертолетный снаряд.

image-5_command
Система управления боем на рабочем месте командира
220px-Leclerc-IMG_1720
Рабочее место наводчика


Последний боевой опыт показал, что есть потребность в осколочно-фугасном (НЕ) снаряде, который может быть использован для нейтрализации пехоты и противотанковых групп, которые становятся для  танка все большей угрозой.
В конце 2003 года управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку и производство нового осколочно-фугасного снаряда. Всего будет изготовлено 10000 снарядов под обозначением 120 НЕ F1.
Снаряд оснащен взрывателем с двумя режимами работы, позволяющий взрываться над целью либо при контакте с ней.
Масса полного выстрела составляет 22,5 кг, масса самого снаряда 16,1 кг, из которых 3,2 кг являются взрывчатым веществом и 9,2 кг-осколками. Максимальная дальность стрельбы около 5000 м при начальной скорости 1000 м/с при стрельбе из 120-мм пушки L44 или 1050 м/с при стрельбе из 120-мм пушки L52.
Для обеспечения возможности обстрела целей на больших расстояниях французское управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку 120-мм управляемого снаряда Polynege. Им можно будет стрелять из любой 120-мм гладкоствольной танковой пушки, установленной на танках Ariete, "Леклерк", М1А1/М1А2 и "Леопард-2". Снаряд Polynege будет использоваться для обстрела как неподвижных, так и движущихся бронированных машин по линии прицеливания (NLOS) и за пределами прямой видимости (BLOS). В головке самонаведения используются ИК или полуактивная лазерная системы наведения. Боевая часть снаряда может быть фугасной (типа 3D), типа ударного ядра (EFP) или иметь кумулятивный заряд.
С основным вооружением танка спарен 12,7-мм пулемет, а 7,62-мм зенитный пулемет, установленный снаружи на крыше башни, может управляться дистанционно и стрельбу из него можно вести при закрытых люках.
В кормовой части каждого борта башни установлены семь пусковых труб, из которых могут запускаться разные гранаты, например, дымовые или противопехотные. Кроме того, четыре вертикальные пусковые установки предназначены для запуска инфракрасных ложных целей.
Система управления огнем включает модульную тепловизионную камеру, лазерный дальномер HL-58 фирмы Thales Land Joint Systems и стабилизированные прицелы командира и наводчика.
Стабилизированный прицел наводчика HL 60 фирмы SAGEM является важной частью системы управления огнем и механически связан с пушкой.
Он сочетает гироскопы с малой деривацией, высокоточные цифровые угловые датчики, цифровые процессоры, лазерный дальномер фирмы Thales Land Joint Systems и тепловизионную камеру. Эти компоненты размещены в трех отдельных модулях: стабилизированной головке прицела, системе обнаружения и электронном блоке.
Система обнаружения содержит оптический дневной канал с 3,3х и 10х увеличением, дневной видеоканал с 10х увеличением, тепловизионный канал, который обеспечивает обнаружение цели на дальностях до 5000 м, распознавание на дальностях до 2000 м., канал лазерного дальномера, канал выверки линии прицеливания.
Прицел наводчика HL60 фирмы SAGEN, соединенный с дисплеем командира, обеспечивает,  командиру танка возможность стрельбы из основного вооружения, используя свои дублирующие органы управления.
У командира имеется стабилизированный панорамный прицел HL-70 фирмы SAGEN, который может включать лазерный дальномер, также имеется восемь дневных перископов и три пульта управления.
Первый пульт является главным блоком управления и управляет пятью системами: башней целиком, огнем, прицелами, тепловизором и автоматом заряжания. Все системы блока начинают действовать через 1 минуту после включения во  всех  диапазонах рабочих температур.
Второй пульт содержит органы управления основным 120-мм вооружением и контролирует использование автоматической системы передачи данных.
Третий пульт содержит органы управления вспомогательным вооружением и данными датчиков. Эти датчики включают метеорологический датчик, устройство выбора боеприпасов (может программироваться до шести типов боеприпасов) Этот пульт содержит также кнопки постановки маскирующей дымовой завесы и стрельбы гранатами для самозащиты.
Блок телевизионного дисплея (VDU), кроме отображения тепловизионного изображения с прицела наводчика, является блоком взаимодействия экипажа с БИУС танка.
Стабилизированный панорамный прицел командира HL-70 фирмы SAGEM имеет вспомогательный блок, прицельное приспособление и электронный блок. Головнаячасть прицела включает систему Galilean для изменения поля зрения (20о или 5о) для 2,5х и 10х увеличений. Она также включает ночной канал с усилением изображения с 2,5х увеличением и 13о полем зрения. Прицел может обнаруживать цели на дальности до 4000 м и опознавать их на дальности до 2000 м. Тепловизионная камера в прицеле командира может устанавливаться по требованию. Она является стандартной на экспортных танках "Леклерк", предназначенных для Объединенных Арабских Эмиратов, и была установлена на последней партии машин  французских сухопутных войск.
Каждый из восьми дневных перископов командира имеет кнопку, при нажатии на которую, пушка разворачивается в это направление.
У наводчика имеется два пульта управления, блок VDU, три перископических прибора наблюдения и основной прицел.  
Система управления огнем танка "Леклерк" обеспечивает возможность обстрела 6 разных целей за 35 секунд и позволяет вести огонь как по неподвижным, так и движущимся целям во время движения танка по местности. Вероятность попадания первым выстрелом (по ТУ) составляет 95 процентов. Среднее время цикла обстрела целей составляет от 4 до 6 секунд.
Система управления боем объединена с тремя бортовыми ЭВМ по цифровой шине передачи данных. Во всех подсистемах танка "Леклерк" используется около 30 процессоров с 8-, 16- или 32- битными архитектурами.
Экипаж  имеет доступ ко всем подсистемам танка. Танк может автоматически передавать данные машинам управления о состоянии своей боевой готовности, местонахождении.
Корпус и башня основного боевого танка "Леклерк" представляют сварную стальную конструкцию с элементами композитной брони.
Система броневой защиты представляет модульную конструкцию, которая может быть легко заменена или модернизирована.
Поворот башни и вертикальная наводка пушки осуществляются электрическим способом. Башня может поворачиваться на 180о менее чем за 6 секунд. Для аварийных режимов предусмотрены ручные органы управления пушкой и башней.
На танках "Леклерк", поставляемых для французских сухопутных войск, установлен дизельный двигатель V8X-1500 Hyperbar фирмы SACM мощностью 1500 л.с. Двигатель соединен с полностью автоматической трансмиссией ESM 500 фирмы SESM, которая имеет пять передач вперед и две назад.
Высокая удельная мощность танка "Леклерк" обеспечивает высокие потенциальные возможности улучшения броневой защиты танка для соответствия новым видам угроз без существенного ухудшения  показателей подвижности.
Система Hyperbar имеет вспомогательную камеру сгорания с перепускным контуром и регулируемым сечением. Она эквивалентна газотурбинному двигателю. Двигатель управляется электронной системой, разработанной фирмой SAGEM. Бортовая ЭВМ позволяет определять наиболее экономичные  режимы работы  двигателя, последовательность операций пуска, осуществляет контроль и диагностику двигателя.
Когда основной двигатель выключен в целях экономии топлива, в качестве вспомогательной силовой установки действует ГТД Turbomeca TM-307B.
После сравнительной оценки гидропневматической подвески и торсионной с гидравлическими амортизаторами для танка "Леклерк" была выбрана гидропневматическая подвеска. Основным подрядчиком по разработке и изготовлению подвески стала фирма TRW Aeronautical Systems. Танк "Леклерк" имеет шесть опорных катков, ведущее колесо сзади, направляющее колесо впереди и поддерживающие гусеницу ролики.
Стандартным оборудованием для танка "Леклерк" являются: новая конструкция системы защиты от ОМП; оборудование для преодоления водных преград вброд и под водой; система обнаружения и тушения пожара для боевого отделения и моторно-трансмиссионного отделения; система внутренней и внешней связи фирмы Thales.
По состоянию на 2008 год изготовлено 842 танков "Леклерк" и машин на его базе.

Оценка бронирования «Леклерк»


Марка танка

Пр-во

Полная масса, т

Горизонтальная толщина лобовой брони, мм

Эквивалент по массе лобовой брони , мм

Эквивалент по стойкости лобовой брони (башни при q = + 30о, корпуса при q = 0о), мм:

от БПС (марка)

от ПТУР с моноблочной БЧ (марка)

Леклерк

1994

54,5

800

485

620…640 (M829AI)

1100…1200 (TOW -A2)

Страна

Количество

Примечание

Франция

406

Поставки БТВТ для французских CВ завершены в 2007 г.
Изготовлено:
танков "Леклерк" Block I -132 шт.
танков "Леклерк "Block II-178 шт.
танков "Леклерк "Block III- 51 шт.
БРЭМ "Леклерк" - 45 шт.

ОАЭ

436

Поставки БТВТ для CВ ОАЭ завершены в 2006 г. Поставлено:
танков "Леклерк" - 388 шт.
БРЭМ "Леклерк" - 46 шт.
учебных танков "Леклерк" -2 шт.

ОБТ "Леклерк" Block I
В период между 1992 и 1996 годами было выпущено 132 основных боевых танков "Леклерк" для французских сухопутных войск в варианте Block I. Эти танки по своим боевым и техническим характеристикам оптимизированы для действий  в Центральной Европе.
ОБТ "Леклерк" Block II
Вариант модернизации танка, названный Block II, был поставлен французским сухопутным войскам в период с 1997 года по 2003 год. Всего изготовлено 178 танков.
Эти танки имели ряд усовершенствований, включающих систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений для развертывания в разных климатических точках мира, усовершенствованное программное и информационное обеспечение, дополнительное бронирование бортов корпуса, масляный радиатор для бортовой передачи.
Танк "Леклерк" Block II+ (или Block III)
С 2004 года начата поставка в войска (100 шт.) танка "Леклерк", модернизированного до уровня Block III. Он имеет ряд конструктивно-технических решений, включающих:
- улучшенную пассивную броню на передней и боковых частях башни;
- усовершенствованные прицелы командира и наводчика, которые включают камеру FLIR (ИК-системы переднего обзора) второго поколения фирмы SAGEM, для обнаружения целей  в любых погодных условиях;
- оснащение системой управления боем Icone. Это дальнейшая разработка системы SIT-V1, заказанной французскими сухопутными войсками в 2000 году для бронемашины AMX-10RC (6х6) и разведывательных машин VBL (4x4) фирмы Panhard;
- оснащение системой опознавания "свой - чужой" (BIFF) фирмы Thales;
- измененную внутреннюю и наружную компоновку узлов, агрегатов, расположенных в башне.
На танке "Леклерк"BlockIII установлена бортовая ИУС II поколения, разработанная фирмой GIAT Industries (Франция) совместно с фирмой EADS Defence Electronics Systems (Франция). Данная ИУС имеет быстродействующую систему управление боем с электронными системами принятия решения и представления донесений, гибридную (инерциальную и спутниковую) систему навигации, встроенную систему определения технического состояния машины, её узлов и агрегатов.
Отличительными особенностями данной ИУС являются:
- широкое применение специализированных микропроцессоров, связанных с центральной ЭВМ, для управления приборами, системами, обеспечивающими ведение огня, движение, связь, навигацию и ориентирование;
- комплексирование оптико-электронных приборов наблюдения и прицеливания в единую систему, объединенную  шиной данных 1553 Mil Std;
- усовершенствованное программное обеспечение;
- комплексирование систем контроля и диагностики технического состояния, а также материально-технического обеспечения в единую систему с отображением информации на дисплеях членов экипажа;
- применение усовершенствованной системы управления боем (система "Finders"), оснащенной дисплеем с цветным изображением топографических карт, на которых показываются местоположение своего танка, приданных и поддерживающих подразделений, положение противника, а также отражаются в графическом и текстовом  виде приказы, донесения и варианты решений на ведение боя.

066а(2)
Основные элементы бортовой интегрированной ИУС SIT ICONE, установленной на рабочем месте командира модернизированного танка "Леклерк" (Блок III). (На переднем плане дисплей системы управления боем)

Главными  функциями  данной системы являются:
- отображение карты района боевых действий подразделения;
- навигация и ориентирование;
- определение местоположения машины на местности;
- графическое отображение обстановки в районе боевых действий (положение противника и своих войск, положение приданных и поддерживающих подразделений и др.);
- отображение в графическом и текстовом виде разных вариантов принятия решений по ведению боевых действий;
- определение эксплуатационно-технического состояния машины, а также её техническое и тыловое обеспечение;
- передача команд и управление боем по сетям радиосвязи.
По оценке французских специалистов, система управления боем "Finders", является одной из наиболее эффективных систем командования и управления (в информационных сетях типа С4), используемых в настоящее время в войсках. В ней объединены все последние научно-технические достижения фирмы GIAT Industries по информационным технологиям. Система значительно повышает эффективность систем оружия и личного состава на поле боя. Специалисты отмечают простоту и легкость сопряжения оборудования системы "Finders" с аналогичными системами НАТО.
В  настоящее время фирма GIAT Industries является одним из мировых лидеров на рынке систем управления боем для наземных боевых машин. Фирмой заключены контракты на поставку 1500 СУБ "Finders" по всему миру. По состоянию на 2008 год в эксплуатации находится более 500 таких систем.
Фирма Giat Industries считает, что при наличии  соответствующего финансирования французские сухопутные войска решат модернизировать и машины более раннего выпуска до усовершенствованного стандарта Block II + или Block III.
Управление вооружения DGA в рамках своей военно-технической программы по совершенствованию армейской информационной системы (TIS) оставило фирму Giat Industries главным подрядчиком по оснащению основных боевых танков "Леклерк" системой управления боем Icone TIS (эргономическое сопряжение связи и навигации).
Контракт охватывает оснащение на первом этапе более 100 танков "Леклерк". Первый модернизированный до уровня Block III танк "Леклерк" поступил на вооружение в 2004 году.
Система Icone TIS разработана из модулей программного обеспечения системы V1 TIS и предназначена для установки в танки "Леклерк" только французских сухопутных войск. Она специально оснащена модулем сопряжения информационной системы Melissa, обеспечивающим взаимодействие между линейной машиной и более высоким уровнем командования (система SIR- уровень танкового полка и ниже).

Направления дальнейшей модернизации ОБТ  "Леклерк" французских сухопутных войск
На 2006-2008 годы планировалось проведение следующих НИОКР:
- разработка и доводка системы опознавания "свой – чужой”;
- разработка  комплекта средств защиты (комплекс КВСМ;
- совершенствование тепловизора.
На 2008-2010 годы планировалось проведение следующих НИОКР:
- улучшение броневой защиты;
- разработка системы автоматического сопровождения цели;
- разработка новой встроенной системы командования и управления.

ОБТ "Леклерк" со 140-мм пушкой
Фирма Giat разработала для танка "Леклерк" башню, в которой может устанавливаться 140-мм гладкоствольная пушка и автомат заряжания в нише башни. В настоящее время не планируется заменять имеющуюся 120-мм гладкоствольную пушку на 140-мм.
Танк "Леклерк" AZUR (Action en Zone URbaine)
С целью улучшения возможностей применения танка "Леклерк" при ведении боевых действий в условиях населенных пунктов с 2006 года разрабатывается программа AZUR (действия танков в зоне населенных пунктов). Исследования показали необходимость разработки специального комплекта оборудования, которое можно устанавливать на танк в полевых условиях в течение нескольких часов. Французские военные  специалисты пришли к выводу, что комплект оборудования AZUR должен обеспечивать выполнение задач танка в следующих основных направлениях:
- расширение возможностей обороны и нанесения контрудара в условиях внешних угроз, характерных для населенных пунктов;
- улучшение связи и взаимодействия со спешенными поддерживающими и  приданными подразделениями;
- увеличение возможностей наблюдения и ведения кругового огня на ближних расстояниях и больших углах возвышения;
- обеспечение более надежного тылового обеспечения спешенных подразделений;
- высокую гибкость и приспособление компоновки танка для выполнения широкого круга задач, как в операциях по сохранению мира, так и в миссиях с высокой интенсивностью военных действий.
Для ОБТ "Леклерк" комплект оборудования AZUR должен включать:
- дистанционно управляемую оружейную установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулеметом и возможностью вести огонь днем и ночью;
- оборудование, улучшающее наблюдение и понимание обстановки;
- усиленную защиту бортов и кормы (должны быть установлены дополнительные бортовые экраны, фальшборта из новых композиционных материалов, решетчатая броня вокруг всей кормовой части машины, дополнительная защита крыши моторно-трансмиссионного отделения и т. д.);
- устройства, повышающие живучесть танка путем быстрой постановки  дымовых и аэрозольных завес (расширение возможностей  штатной системы GALIX с обстрелом 360º);
- защиту всех отверстий, углублений, наружных "карманов", расположенных в корпусе и башне танка от попадания горючих жидкостей;
- механическое усиление всех наружных установок, деталей и узлов танка для сведения к минимума риска их разрушения со стороны враждебной уличной толпы;
- расширенные возможности понимания и оценки тактической обстановки при работе танка в АСУ типа C3I;
- более высокий уровень эргономических показателей;
- улучшенную систему взаимодействия, опознавания и понимания обстановки с поддерживающими и  приданными  подразделениями.
Французские сухопутные войска  проводили исследования в этих направлениях на демонстрационном образце танка "Леклерк" AZUR в конце 2006 - начале 2007 годов. Результаты этих исследований были включены в разработку будущих комплектов оборудования. Такие же технологии было решено разрабатывать фирмой Giat Industries (ныне фирма Nexter) и к другим боевым машинам при ведении боевых действий в населенных пунктах.

 

10_Леклерк_AZUR
11_AZUR для Леклерк
(вверху – опытный образец; внизу – демонстрационный макет).

Модернизированный танк "Леклерк" AZUR для действий в зоне населенных пунктов
Модернизированный танк "Леклерк" для ОАЭ
После международного конкурса в начале 1993 года Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби) выбрали основной боевой танк "Леклерк" фирмы Giat Industries для вооружения своих танковых и механизированных частей. Был сделан заказ на 436 машин. Поставки начались в 1994 году.


031а
Танк "Леклерк" для ОАЭ

Этот заказ включал поставку в ОАЭ 388 основных боевых танков "Леклерк", двух танков для подготовки водителей и 46 бронированных ремонтно-эвакуационных машин.
Кроме этого, контракт также включал боеприпасы, запасные части, средства подготовки и материально-техническое обеспечение. Первые два серийных основных боевых танка "Леклерк" для Объединенных Арабских Эмиратов были доставлены в страну в конце 1994 года российскими военно-транспортными самолетами "Ан-124".
Этот вариант танка "Леклерк" или "Tropicalised Leclers" (танк "Леклерк" для тропических условий, как его еще называют), имел ряд следующих отличительных  особенностей:
- силовой блок Euro Power Pack, состоящий из V-образного,12-ти цилиндрового дизельного двигателя MTU 883 мощностью 1500 л.с., соединенного с автоматической трансмиссией HSWL 295 TM фирмы Renk с пятью передачами вперед и тремя – назад;
- новую систему охлаждения и воздухоочистки двигателя;
- дополнительные бронированные фальшборта;
- систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений;
- дизельную вспомогательную силовую установку вместо газотурбинной;
- модифицированную укладку военно-технического  имущества в башне;
- прицел командира с лазерным дальномером;
- тепловизионный прицел наводчика;
- систему управления боем, которая в последствие получила название  FINDERS (быстродействующая система информации, навигации, принятия решений и донесений).
Корпус экспортного танка "Леклерк" был немного удлинен в районе МТО  для обеспечения возможности установки силового блока фирмы MTU. Это обеспечило увеличение запаса топлива машины. Так как германский двигатель развивает мощность 1500 л.с. при 2700 об/мин, бортовые передачи танка "Леклерк" были модернизированы. Усовершенствованию также были подвергнуты электронная аппаратура управления.
Поставки основного боевого танка "Леклерк" в Объединенные Арабские Эмираты завершены в 2006 году. Последними были поставлены БРЭМ (ARV) "Леклерк".
Модернизированный танк "Леклерк" для Турции
В конце 2005 года фирма Giat Industries показала улучшенный вариант своего основного боевого танка "Леклерк". Разработка была выполнена по тактико-техническим требованиям, разработанным командованием сухопутных войск Турции.
По сообщению фирмы Giat Industries, это основной боевой танк четвертого поколения, который будет производиться в Турции.

051
Демонстрационный макет танка "Леклерк", изготов-ленный по ТТТ командования СВ Турции

Если будет принято решение по  этому  проекту, то танк может поступить в производство в течение одного года и принят на вооружение Турции к 2012 году.
Турецкая модификация ОБТ "Леклерк" будет иметь ряд усовершенствований в ключевых областях защиты, живучести и огневой мощи. Он будет способен выполнять все боевые задачи и будет приспособлен к интеграции  в современные цифровые сетецентрические системы.
Кроме улучшенной защиты по фронтальному сектору, был разработан новый фальшборт из пассивной брони, который тянется почти до кормы машины. Под ним находится другой фальшборт, который помогает уменьшить  тепловую сигнатуру машины.
Корма танка "Леклерк" снабжена с боков и сзади броневой защитой решетчатого типа для улучшения защиты от реактивных гранат РПГ и других подобных средств ближнего боя.
Машина будет также оснащена системой метания дымовых гранат Galix, а также системой активной защиты.
На усовершенствованном танке "Леклерк" сохранена 120-мм гладкоствольная пушка современной серийной машины. Однако кроме стрельбы современными типами боеприпасов с полусгораемой гильзой, она будет также стрелять новым осколочно-фугасным (НЕ F1) снарядом.
Со 120-мм основным вооружением спарен 12,7-мм пулемет, имеются три 7,62-мм пулемета, установленные на крыше. Средний из них с дистанционным управлением, а двумя другими по необходимости управляют командир или наводчик.
Система управления огнем будет усовершенствована путем применения устройства для автоматического сопровождения цели. 120-мм пушка сможет вести стрельбу снарядом Polynege, который находится в разработке. Этот снаряд средней дальности действия оснащен головкой самонаведения и обеспечивает возможность стрельбы по целям за пределами прямой видимости.
Боевая масса модернизированного танка "Леклерк" может составить 56-60 т, однако фирмой предпринимаются усилия, чтобы сохранить массу усовершенствованной модели менее 60 т. В настоящее время дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. сохраняется, а гидропневматическая подвеска будет модернизирована.
Стандартное оснащение будет включать систему защиты от ОМП, кондиционирование воздуха и гибридную систему инерциальной навигации/ глобальной системы определения местонахождения.

ТТХ

"Леклерк"

Год принятия на вооружение

1993

Боевая масса, т

56,5

Экипаж, чел.

3

Длина с пушкой вперед  (по корпусу) / ширина по гусеницам (экранам) / высота по крыше башни, мм

9870 (6880) / 3300 (3710)  / 2530

Клиренс, мм

500

Пушка: марка, / калибр, мм / тип  / длина ствола, клб.

CN-120-26 (F1)  / 120 / гладкоствольная / 52

Углы вертикальной наводки, град.

-8…+15

Тип заряжания

Автоматическое техн. скоростр. 10 выстр. в мин.

Боекомплект, выстр.

40 (22 - в А3)

Спаренный пулемет, калибр, мм

12,7

Зенитные пулеметы, количество - калибр, мм

1-7,62

Количество патронов, шт.:   7,62-мм / 12,7-мм

2000 / 950

Дымовой гранатомет, шт.

18 (2х9): 8 - дымовых, 6 - противопехотных, 4 - для создания ИК-ловушек

Информационно-управляющая система

Есть

Интеграция с внешней системой управления боем

Есть

Система управления огнем, состав

Приборы наблюдения и прицеливания, СТВ, ЛД, цифровой электронный баллистический вычислитель, тепловизор, независимая стабилизация поля зрения (верт. и гориз.)

Радиостанция

PR4T6 Thomson-CSF (УКВ, телефонная)

Тип лобовой брони корпуса и башни

Многослойная, модульная с керамикой и ДЗ

Наличие ФВУ

Есть

Средства маскировки и РЭБ

Деф. окраска, дым.и для ИК-ловушек гранат. авт. упр., индикатор лазерного облучения

Двигатель, мощность стендовая, л.с. / тип

1500 / V8X1500 4-х тактный дизель жидк. охлаждения

Трансмиссия, тип, марка

ГМТ с ГОП, ESM-500

Тип подвески, гусеница

Гидропневматическая, с РМШ

Удельная мощность, л.с./т

26,5

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

72

Емкость топливных баков, л

1300 (1700 с доп. бак.)

Запас хода по шоссе, км

450 (550 с доп. бак.)

Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв.см

0,9

Динамический ход подвески, мм

400

Еще о Леклерке смотри так же здесь